Публикации за 2010 год

22.02.2010

Прогулки по Петербургу
в сопровождении реставраторов

От Летнего сада до Петропавловки здесь – ровно три шага, а оттуда рукой подать до Торгового дома братьев Елисеевых на Невском и даже Морского собора в Кронштадте. Выставка архитектурных моделей Григория Цыпина – это своего рода явление. В сравнительно небольшом помещении художественной галереи «Терра» (Басков пер., 20) представлены копии всемирно известных архитектурных жемчужин, объединенных общим замыслом хозяев экспозиции – ООО «КАСТ», входящего в Союз реставраторов Санкт-Петербурга.

Собор Петра и Павла. Петропавловская крепость Никольский Морской собор. Кронштадт

Архитектурные модели – это совсем не кустарные поделки, как может показаться не посвященным. Это целое профессиональное направление в проектировании. Архитекторы прошлого при строительстве всегда руководствовались не только чертежами и рисунками, но и эскизными моделями, выполненными в точном соответствии с проек-том. До сих пор, в частности, сохранились эскизные модели Исаакиевского собора, Морского собора в Кронштадте. Они значительно отличаются от реальных зданий, что тоже вполне естественно: эскизная модель была нужна как основная канва для строительства, ведь придумать на бумаге можно одно, а получить – другое.

Даже сейчас в процессе детальной проработки архитектурного проекта многие заказчики просят и даже требуют представить модели элементов или всего объекта. Все наверняка помнят выставки проектных моделей второй сцены Мариинского театра или Новой Голландии.

В данной экспозиции представлены те памятники, на которых работал коллектив ООО «КАСТ». В большинстве случаев выполнение архитектурных моделей реставрируемых объектов вовсе не было требованием заказчика, да и не и могло повлиять на ход реставрации. Запечатлеть памятник, изученный в ходе подготовки и проведения работ, было инициативой самого автора – Григория Цыпина.

Собор Петра и Павла. Фрагмент. Петропавловская крепость

Знакомство модельщика с директором компании Виктором Живаном произошло именно благодаря редкой профессии Цыпина. Виктор Иванович увидел одну из его первых работ – уменьшенную копию токарного станка XVIII века, на котором работал Петр Первый. Результатом семилетнего сотрудничества стала нынешняя экспозиция, где представлен и тот самый станок – единственный экспонат, тематически не совпадающий с названием выставки.

Токарный станок Петра Первого

- Исторических документов – чертежей, фотографий - для создания моделей зачастую не хватает, или они не доступны, - говорит Виктор Живан. – Тогда используем фотосъемку, реальные обмеры. Это очень кропотливая и творческая работа. Строительными материалами для моделей в основном служат пластик, дерево, пластмасса, гипс, металл и стекло.

Вообще-то понять, из чего сделан тот или иной элемент, бывает трудно, но в целом модель выглядит очень правдоподобно. Так, пластмассовый «металлодекор» на кровле и фасадах копии Елисеевского дома выполнен с ювелирной детализацией, причем представлены даже те элементы, которые еще не отреставрированы или не восстановлены.

Торговый дом братьев Елисеевых

В основном используется масштаб 1:75, но есть и исключения. Модель утраченных и именно сейчас восстанавливаемых в фирме центральных ворот Невской ограды Летнего сада выполнена в масштабе 1:10. В данном случае изготовление эскизной модели ворот было требованием заказчика – КГИОП, под контролем которого выполняется воссоздание памятника. Рисунок не может дать представление о том, как в пространстве будут сочетаться кованные элементы, как «сыграет» их цвет и форма в трехмерном измерении.

Эскизная модель Центральных ворот Невской ограды Летнего сада

- Именно благодаря эскизной модели стали очевидны некоторые недочеты спроектированной композиции, - продолжает Виктор Живан. – Посмотрите сами: видите, верхняя часть ворот слишком облегчена? В сравнении с массивной центральной частью выглядит немного хлипко. И ширина боковых створок маловата, их необходимо расширить. В чертежах этого не видно. Теперь, когда эксперты КГИОП окончательно определились с пропорциями, нам предстоит создать модели элементов декора по новым размерам в натуральную величину.

Это тот случай, когда воссоздавать памятник пришлось по фотографиям. Однако все они сделаны с не слишком удачных ракурсов, из-за чего и произошли пропорциональные искажения оригинальных габаритов.

Одна из интереснейших архитектурных моделей, представленных в галерее «Терра», - это Адмиралтейство в разрезе, причем в двух вариантах.

Адмиралтейство Адмиралтейство

История возникновения экспонатов такова. О том, что изначально Адмиралтейство было не похоже на нынешнее здание, знают, наверное, все. Однако не всем известно, что первый памятник архитектора И.К.Коробова находится внутри более позднего – А.Д.Захарова. В 1805 году Захаров получил задание: вместо скромного комплекса зданий построить новый – величественный, имперский. Требовалось создать пышные парадные фасады, но при этом использовать старые конструкции и сохранить общий архитектурный образ.

Адмиралтейство Адмиралтейство

В результате неизменным остался шпиль Адмиралтейства с корабликом. Стены возведены с новых фундаментов, а изящная коробовская башня помещена в них, как в футляр. Её деревянные конструкции и сегодня находятся в хорошем состоянии. Попав на объект, где компания выполняла работы, Григорий Цыпин оценил уникальность этой архитектурной «матрешки». Сегодня, благодаря его стараниям, все желающие могут увидеть историю Адмиралтейства «в разрезе».

Кстати, тогда же в Адмиралтействе под настилами полов была найдена рабочая документация по строительству здания, сохранившаяся еще с Петровских времен.

Особое место в экспозиции занимают уникальные шахматы на круглой доске, имитирующие Гангутское морское сражение между русскими и шведами на Балтийском море во время Северной войны 1700-1721 годов. Фигуры линейных кораблей и фрегатов, выполненные из кости, дерева и янтаря, представляют собой не только точные копии исторических судов, но и произведения ювелирного искусства.

Шахматы Шахматы Шахматы

Выставка архитектурных моделей в художественной галерее «Терра» продлится до середины марта. Затем ее сменит следующая экспозиция, которая также будет демонстрировать уважение к величию мастеров прошлого и таланты мастеров современности.

другие статьи за 2010 год »