Публикации за 2010 год

15.04.2010

Главный дворец России доверили петербуржцам

Закончилась комплексная реставрация Собственной половины императора в Большом кремлевском дворце Москвы. Основные работы по реставрации и воссозданию интерьеров выполнила компания Союза реставраторов Санкт-Петербурга ООО «Карэ», работающая на субподряде у ЗАО «БалтСтрой». Реставрация проводилась в течение года в бесперебойном режиме. 13 помещений анфилады первого этажа, расположенной на протяжении 125 метров главного фасада, приняты Госкомиссией без замечаний.

Около двухсот высококвалифицированных петербургских реставраторов – мастеров по работе с искусственным мрамором, художников, альфрейщиков, позолотчиков, лепщиков, резчиков, скульпторов - работали практически без выходных: бывшие императорские покои входят в комплекс главной парадной резиденцией президента России.

Анфилада Собственной половины состоит из Фельдъегерской, Статс-секретарской, Дежурной комнат, Кабинета императора, Уборной императора, Опочивальни, Уборной императрицы, Камерюнгферской, Кабинета императрицы, Зеленого коридора, Гостиной, Столовой и Передней приемной. Каждое помещение выдержано в своем стиле, а вместе они представляют художественное целое.

Здесь каждый уголок – шедевр. Роскошные, соответствующие монументальности дворца и в то же время уютные, даже интимные комнаты отделаны мрамором и малахитом, эклектически украшены скульптурой, лепниной, росписью, изделиями из бронзы, фарфора, резной позолоченной и инкрустированной мебелью, декоративными тканями ярких цветов. Приемы барокко, рококо, классицизма чередуются и сочетаются друг с другом.

Работа в таких интерьерах требует огромного мастерства и знаний, ведь в реставрации нуждалась и монументальная живопись, выполненная в разных техниках, и позолота, и лепнина, и искусственный мрамор, и разнообразнейшие предметы мебели и декора. Степень утрат в некоторых комнатах Собственной половины составляла 20-30%.

С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Дело в том, что первый этаж с анфиладой выступает вперед и образует наверху открытую террасу – так называемое Гульбище. Из-за этой архитектурной особенности в помещениях Собственной половины императора возникали протечки. Кроме того, многие десятилетия над анфиладой размещался зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР. Это было самое большое и эксплуатируемое помещение дворца длиной 81 метр. Гиганта построили в 1934 году, объединив Александровский и Андреевский залы. Просуществовал он до 1994-го, однако обусловленные им нагрузки успели привести к деформациям и трещинам в стенах первого этажа.

Столь обширная комплексная реставрация Собственной половины императора проводится впервые, хотя локальные работы осуществлялись и прежде. В 1960-х годах здесь также трудились реставраторы из города на Неве. Их автографы встречаются в нескольких местах императорских покоев, преимущественно за обивочным штофом: буквы имен и фамилий, контуры Петропавловки, другие знаковые силуэты Ленинграда… Теперь это тоже часть памятника, как и эскизные наброски углем в одном из простенков, выполненные в XIX веке самим архитектором интерьера К.А.Тоном.

* * *

В отделке практически всех помещений анфилады встречается искусственный мрамор разных цветов. В Столовой, оформленной в стиле классицизма, им покрыты все стены. Его спокойные тона сочетаются здесь с беломраморными статуями мифологических персонажей и вазами в стиле «Боргезе».

Реставрация искусственного мрамора требует тонкого художественного вкуса и многолетнего опыта работы. Расшитые трещины, сколы и выбоины нужно заполнить составом, цвет которого максимально приближен к оригиналу, при этом воссоздавая рисунок «камня». Для получения нужного колера мастер готовит несколько вариантов смеси, оценить которые можно только после ее высыхания. Во многом это удается благодаря интуиции. Надо учитывать и тот момент, что примерно через год цвет заполнения изменится.

Настенная и потолочная живопись в анфиладе уже подвергалась реставрации, однако, как показала расчистка, авторский рисунок при этом немного пострадал. Это историческое несоответствие нужно было ликвидировать наряду с трещинами, утратами, протечками и прорезанными под новую электропроводку штробами.

Любопытно, что в большинстве орнаментов анфилады присутствует чертополох – типичный «персонаж» средневекового готического орнамента, воспроизведенный в соответствии с его природным обликом. Но даже в изображении этого незамысловатого растения должна быть соблюдена точность авторской руки. Таковы принципы сегодняшней реставрации. Предшественники рассуждали более вольно. Искажения в отдельных случаях достигали нескольких сантиметров, цветовая гамма местами упрощена. Таким образом, пострадала не только историческая правда, но и колорит живописи, ее художественность.

Чтобы воссоздать оригинал, рисунок копировали с аналогичного уцелевшего участка методом припороха: накладывали кальку и прокалывали ее по контуру. Затем, переместив кальку на реставрируемый участок, простукивали ее специальным матерчатым мешочком с углем. Таким образом, на ложном рисунке появлялся правильный угольный пунктир.

* * *

Мебель и некоторые предметы декора анфилады Большого кремлевского дворца реставрировали в Петербурге. Стулья, кресла, столики, диваны, шкафы, ящики для дров, двери (всего – 860 предметов!). В том числе – изысканное, роскошное пианино выполненное в технике Андре-Шарль Буля.

Устройству интерьеров Большого Кремлевского дворца уделялось большое внимание, поэтому архитекторы Ф.Ф. Рихтер, Н.И. Чичалов и В.А. Бакарев тщательно разрабатывали рисунки не только отделки помещений, лепных деталей, росписи, но и мебели, канделябров, каминов, лестничных решеток, люстр и конечно же дверей. Двери из ценных пород дерева изготовлены неизвестными мастерами без гвоздя и клея, на шипах.

В Опочивальне реставраторов поджидал сюрприз. Здесь вскрыли стенной проем, в советское время заложенный кирпичом. Вместо него тогда была прорублена дверь в другом месте, более подходящем для текущего момента. За вскрытым проемом наши специалисты нашли следы искусственного мрамора и воссоздали весь узкий коридорчик. Кроме того, здесь же они восстановили ванную комнату, которая не использовалась по назначению многие десятилетия.

* * *

Сейчас много говорят о дефиците способных и образованных молодых реставраторов. Однако в работе на анфиладе Большого кремлевского дворца были заняты в подавляющем большинстве именно молодые профессионалы, среди которых есть выпускники Художественного училища им. Н.К.Рериха и Реставрационных лицеев, входящих в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Их труд под руководством опытных мастеров компании «Карэ» оценен на самом высоком уровне, что в очередной раз доказывает лидерство петербургской реставрационной школы. Москва это знает и именно поэтому на реставрацию объектов первостепенной важности приглашает коллег из Северной столицы.

другие статьи за 2010 год »