Публикации за 2010 год

20.05.2010

Театр начинается с реставрации

Петербург театральный тесно связан с Петербургом реставрационным. Роскошь и историческая достоверность храмов Мельпомены – это результат упорного и высококвалифицированного труда мастеров ленинградской–петербургской реставрационной школы.

Ее традиции бережно сохраняют в Союзе реставраторов, объединяющем ведущие реставрационные компании города. Их силами, под руководством КГИОП и федеральных структур по сохранению культурного наследия, поддерживается сияние таких прославленных сцен, как Санкт-Петербург Опера, Филармония им Д.Д. Шостаковича, Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский), Мариинский театр, Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, АБДТ им. Г.А. Товстоногова, Мюзик-холл, Театр Музкомедии, Пушкинский (Александрийский) театр, детский музыкальный театр «Зазеркалье»… Список постоянно пополняется.

О некоторых последних работах стоит сказать более подробно, поскольку в них прослеживается важная тенденция современной петербургской реставрации. Это сочетание сугубо консервативных и исторических методов с инновациями и разработками под конкретные нужды того или иного объекта.

Весной 2009 года была завершена реставрация уникального архитектурного объекта – галереи-оранжереи бывшего Тенишевского реального училища, комплекс которого находится в оперативном управлении Государственной академии театрального искусства (ГАТИ). В реконструкции Театра на Моховой задействовано ООО «ПАССИМ».

Галерея ГАТИ

Вообще-то работы здесь идут уже около десяти лет. Их объем очень велик, ведь до сих пор этот исторический комплекс начала XX века не реставрировали. Сначала, к 2001-му, привели в порядок главное театральное здание. Помимо интерьера и кресел зрительного зала отреставрированы парадные лестницы из путиловского камня с кованным ограждением, входной вестибюль, тамбуры, наружные и внутренние двери, окна и кованный козырек главного входа.

Пожалуй, самым интересным этапом реставрации Театра на Моховой стала работа с корпусом «Б» – так называемой оранжереей-галереей, служащей переходом между театром и учебным зданием. Никому не могло придти в голову, что за неряшливым дворовым сараем, забетонированным и зашитым по фасаду ржавым железом, скрывается металлическая ажурно-клепаная конструкция. Увы, но к середине прошлого века неповторимый исторический облик сооружения был окончательно утрачен.

Чтобы исключить дальнейшую деформацию металла, реставраторы поставили в галерее горизонтальные балки и вертикальные скрытые колонны. А для защиты от внешних воздействий восстановленную в первоначальном виде конструкцию обшили алюминиевыми стеклопакетами.

Большой концертный зал «Октябрьский» – визитная карточка эстрадного Петербурга – открыл осенний сезон 2009 года в новом «наряде». Если кратко, то в холле БКЗ силами ООО «АжиоПроект» воссоздан пол площадью 900 кв. м, а также 12 колонн. За сухими сведениями скрывается интересная информация об истории и некоторых методах реставрации.

Холл БКЗ после реставрации Холл БКЗ после реставрации

В частности, гордость «Октябрьского» – это заливные мозаичные полы терраццо. Выглядит такой пол, как отшлифованный камень, и в износостойкости не имеет равных. Директору БКЗ Эмме Лавринович пришлось сделать непростой выбор между современными строительными технологиями и реставрационным опытом. Она приняла единственно верное решение, и результат даже превзошел ожидания.

Не только пол, но и колонны в БКЗ – особенные. На первый взгляд, они мраморные, причем будто бы из единого куска. Увы, но в последние годы многочисленные трещины и сколы сильно уродовали их поверхность. Сегодня в БКЗ, благодаря реставраторам, снова поселилось чудо – сияющие изысканным светом и узорами «цельномраморные» колонны. Чудо это «замешано» на гипсе и пчелином воске, с добавлением пигмента. Простоять такие колонны могут веками.

Осенью 2009 года профессиональное сообщество получило двойной подарок: во-первых, вместе со всеми театралами реставраторы увидели обновленные интерьеры Михайловского театра, а во-вторых, компания Союза, занятая в этой реставрации, стала победителем конкурса «Сделано в Петербурге» (его реставрационной части). Награду получило ООО «Петрорестком», отреставрировавшее совместно с ООО «Карэ» огромный живописный плафон.

Плафон зрительного зала Михайловского театра в процессе реставрации Плафон зрительного зала Михайловского театра Плафон зрительного зала Михайловского театра в процессе реставрации

Плафон «Победа светлых сил просвещения и искусств над темными силами невежества» площадью 400 кв.м написан масляными красками на холсте, который крепится к деревянному основанию. С 1859 года полотно уже четырежды поновлялось, а вот саму конструкцию не трогали. Чтобы не мешать жизни театра, на сей раз плафон демонтировали и переправили в мастерские. Специалисты вернули конструкции целостность, а краскам яркость, убрав по ходу дела сюжетные «излишки». Конкретно – кукурузу, пририсованную мастерами хрущевской эпохи к прочим овощам и фруктам рога изобилия.

Той же осенью 2009 года Группа компаний «ИНТАРСИЯ» получила еще один петербургский знак качества – за реставрацию дворца Великого князя Алексея Александровича, где сегодня располагается Дом музыки. Субподрядчиками на объекте были ООО «КАСТ» и ООО «Стройтехуслуги».

Дворец Великого князя Алексея Александровича (Дом Музыки) Дворец Великого князя Алексея Александровича (Дом Музыки) Дворец Великого князя Алексея Александровича (Дом Музыки)

Дворец Великого князя Алексея Александровича – это 3.600 кв.м фасадов и 30.000 кв.м интерьеров. За цифрами «скрываются» прокладка новых коммуникаций, реставрация узорной ограды, тысячи лепных и живописных украшений, художественных холстов, каминов из различных сортов камня, керамических изразцов, наборного паркета из разных пород дерева и даже интерьеров, полностью отделанные кожей. Только в кабинете князя восстановили и отреставрировали порядка 600 кв.м. дубовой поверхности.

Оба памятника, принесшие компаниям Союза победу в конкусре «Сделано в Петербурге» (Дом музыки и плафон Михайловского театра) реставрировались на средства городского бюджета и, конечно же, находились в зоне особого внимания КГИОП.

Театр «Русская антреприза» им. А.Миронова открыл свои двери после комплексной реставрации в конце 2009 года. Этот бывший доходный дом с мансардой, похожий на эклектичный средневековый замок, был построен по проекту К.Розенштейна и А.Белогруда в 1914-1915 годах. Многие помнят, что в конце XX века, к моменту вселения сюда театра Андрея Миронова, памятник имел весьма неряшливый вид.

Дом Розенштейна (Театр им. А.Миронова) Дом Розенштейна (Театр им. А.Миронова) Дом Розенштейна (Театр им. А.Миронова)

К началу реставрации ситуация принципиально не изменилась. Почти два года дом с башнями простоял в лесах. Силами ЗАО «РЕМФАСАД» был выполнен полный комплекс работ по реставрационному ремонту лицевых фасадов здания, включая создание проекта. Мастера отреставрировали кирпичную кладку, известковую и терразитовую штукатурку. Балконы, эркеры и балюстрада нуждались не только в усилении, но и в воссоздании, как и выколотные элементы часов и знаков зодиака. Ничто не ушло от внимания реставраторов, в полном порядке и кровля, и рамы. Несмотря на пожар, возникший в июне 2009 года, реставрация была закончена в срок.

Открытие нового здания Молодежного театра на Фонтанке, в Измайловском саду, состоялось в начале 2010 года. Масштабный проект, объединивший строительные и реставрационные работы по заказу Комитета по строительству, реализован под строгим контролем КГИОП. Генподрядчиком и автором проекта здания является ГК «ИНТАРСИЯ».

Новое здание Молодежного театра Шуховские фермы Молодежного театра

В начале XX века предприимчивый ярославский купец Петр Тумпаков построил здесь модный театр, сценическую площадку которого формировали высокие металлические дугообразные фермы, сконструированные инженером Шуховым. Они стали «архитектурным гвоздем» всего театрально-паркового комплекса, который, в свою очередь, быстро приобрел широкую известность у петербургской и зарубежной публики.

К 1979 году, когда в Измайловском саду начал работать Молодежный театр, из исторических построек сохранились два каменных флигеля и Шуховские фермы. Как и было обещано петербуржцам, в процессе реконструкции они отреставрированы и органично вписаны в новое здание.

О чудесах реставрационных работ в Каменноостровском театре наслышаны многие. С тех пор, как КГИОП представил уникальную концепцию приспособления здания Летнего деревянного театра возрастом 180 лет под нужды самой современной театральной площадки, к этому проекту приковано пристальное внимание профессиональной общественности. Генподрядчиком на объекте является ООО «Краски Города».

Каменноостровский театр в процессе реконструкции

Уникален не только сам объект, но и характер строительных и реставрационных работ. Так, к примеру, под театром был вырыт шестиметровый котлован, и массивное здание установлено на сваи. Одной из важнейших задач стало возвращение ему пространственной жесткости и устойчивости. Эту задачу успешно решили, используя различные технологические приемы. Принципиально важно, что реконструированный Каменноостровский театр будет соответствовать самым современным требованиям, при этом его исторический облик и материал сохранятся.

– В городе работают десятки театров и домов культур, неразрывно связанные с архитектурными памятниками, в которых они располагаются. Отличительная черта их руководителей – наших потенциальных партнеров и заказчиков – огромная заинтересованность в результатах реставрации, - говорит председатель Совета Союза реставраторов Нина Шангина. – Работать для тех, кто понимает ценность настоящего искусства и исторической правды, вдвойне приятно. Особенно если знаешь, что плоды твоего труда станут достоянием огромного числа зрителей. Приходя в театр, в большинстве случаев я могу с гордостью сказать: это наша работа.

другие статьи за 2010 год »