Публикации за 2010 год

28.06.2010

Культурное наследие:
Наглядно. Зримо

Одним из первых мероприятий Недели реставрации в Петербурге стала Международная выставка «Культурное наследие: сохранение реставрация реновация». Выставка, организованная журналом «Реликвия» и Союзом реставраторов при поддержке КГИОП, прошла с 28 по 30 июня в Центральном музее связи имени А.С. Попова. Пожалуй, более подходящую среду для такого мероприятия сложно найти: в модернизированном памятнике архитектуры соседствуют первые телеграфные аппараты и средства космической связи. Ну а на время выставки «Культурное наследие» связь эпох, людей и пространств стала еще более очевидной.

Культурное наследие:  Наглядно. Зримо Как заметил директор петербургского филиала НИИ тео́рии архитекту́ры и гра́дострои́тельства Борис Кириков, выставка «Культурное наследие» становится традицией, хотя изначально, когда проект был задуман, этого от него не ждали. Впрочем, все закономерно: в музее под открытым небом не нужно искать экспонаты, они на каждом шагу. Нигде больше не умеют так воссоздавать памятники из руин (война научила), нигде нет таких реставраторов живописи и произведений искусства. Мы привыкли к реставрации, она – часть жизни петербуржцев, поэтому широкий интерес к теме – гарантирован. Что тут же и было доказано.

Выставка расположилась в двух залах музея, демонстрируя самые разные аспекты сохранения культурного наследия, включая образование, издательский процесс и деятельность профессионального сообщества. Каждая экспозиция – отдельная глава общей истории. Здесь представлены как уже известные петербуржцам реставрационные проекты, так и обойденные вниманием СМИ, но от этого не менее достойные. РМ «Наследие», среди прочего, рассказывает о реставрации скульптур Мраморного дворца и копировании скульптур Висячего сада Государственного Эрмитажа, Институт «Ленпроектреставрация» - о реставрации Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости.

Программа выставки поражает насыщенностью: посетителям предложено около 30 семинаров и мастер-классов. Заявлены и сугубо прикладные вопросы, как, например, «Идентификация фотографий XIX века, их хранение», и философские: «Концепция развития Петербурга: историзм, антиисторизм, псевдоисторизм, консервация».

Впрочем, реставраторы по большей части не теоретики, а практики, поэтому самой большой популярностью на подобных мероприятиях пользуются мастер-классы, где открываются многие секреты профессии. Одним из таких откровений для посетителей выставки «Культурное наследие» стала демонстрация лазерной очистки камня, которую провели специалисты Международного института мрамора (IS.I.M., Италия) совместно с компанией Союза реставраторов «Ресстрой».

Семинар по очистке камня Осколок известняка, потемневший от многолетнего воздействия петербургской атмосферы, на глазах приобретает природный цвет. Светлое пятнышко разрастается под лазерной «бомбардировкой», сопровождающейся мелкими локальными вспышками и пощелкиванием. Как поясняют специалисты, все, что на поверхности камня появилось извне, под воздействием лазера нагревается и испаряется. При этом луч отражается от материала, совершенно его не повреждая. Традиционные методы - расчистка камня скальпелем, использование абразивных материалов и химических реагентов - такого эффекта не дают. Реставраторы, перенявшие зарубежный опыт, уверены, что лазер способен решить масштабную проблему сохранения в том числе и мраморных памятников, стремительно разрушающихся под воздействием агрессивной среды мегаполиса. А проблема действительно назрела: за два-три последних десятилетия глубина деструкции, объемы утрат, темпы эрозии материалов сопоставимы с теми, что накопились за предшествующие 200 – 300 лет.

О том, как ухаживать и поддерживать уже отреставрированные памятники из камня, пожалуй, лучше всех в Петербурге знают специалисты Службы по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры. С мастер-классом на эту тему выступила заведующая Службой, заместитель директора реставрационной мастерской «Наследие», входящей в Союз реставраторов, Юлия Логинова. Оказывается, грамотный мониторинг и профилактические меры могут увеличить срок жизни памятника без реставрационного вмешательства в несколько раз.

С каменной скульптуры внимание гостей выставки переключается на сияющие золотом и серебром завитки и фигурки. Мастера из Белогорода, представители НПФ «Златоград», объясняют любопытствующим, что сусальное золото используют не только для декоративной отделки монументальных архитектурных сооружений. Позолотить можно практически все, а особенно красивые работы получаются на дереве, гипсе, коже, стекле, металле, камне, полимерах. Действительно, представленные публике изделия выглядят, как из цельного золота, стыки между тончайшими листами драгоценного металла совершенно не видны. «Роскошный блеск сохранится в течение полувека, – заверяют позолотчики, - потому что соблюдены все до единого технологические нюансы».

Рядом с реставраторами, технологами, учеными расположилась экспозиция отраслевых изданий, по большей части периодических. Журналы «Реликвия», «Строительство и городское хозяйство», «Петербургский строительный рынок» и прочие, входящие в состав Союза реставраторов Сакт-Петербурга, исчезли с витрин в первый же день. Вообще все происходящее на IV Международной выставке «Культурное наследие» стало доказательством большой заинтересованности петербуржцев в судьбе своего города, в сохранности его исторического облика, а по сути - души.

Культурное наследие: Наглядно. Зримо Культурное наследие: Наглядно. Зримо Культурное наследие: Наглядно. Зримо
Культурное наследие: Наглядно. Зримо Культурное наследие: Наглядно. Зримо Культурное наследие: Наглядно. Зримо

другие статьи за 2010 год »