Публикации за 2010 год

28.06.2010

Формула цвета

Круглый стол «Система колористики в реставрации» состоялся в рамках первой Недели реставрации в Санкт-Петербурге. Специалисты Международного института цвета NCS Швеции продемонстрировали эффективные методики точного подбора и идентификации цветов. Активное участие в организации мероприятия приняла компания Союза реставраторов Санкт-Петербурга ООО «Рестауро СПб».

Система колористики Международный институт цвета NCS является мировым флагманом науки «цветоведение». Созданной здесь системой пользуются во всем мире и во всех сферах промышленности. Коллекция цветов, собранная и постоянно пополняемая в этом учреждении, уникальна, причем каждый из образцов обозначен буквенно-цифровой формулой. Разобраться в этих «кодах» совсем несложно, о чем свидетельствует и круглый стол в Союзе реставраторов, и богатейший опыт специалистов института NCS по обучению. Любой оттенок имеет три главных параметра: тон, насыщенность и местоположение на черно-белой шкале.

Надо сказать, о существовании универсального языка цвета в Петербурге известно с середины 1990-х годов, однако навыки его применения развиты недостаточно. Цель нынешнего мероприятия – донести до заинтересованной аудитории удобные и эффективные методики использования системы NCS.

Эта тема актуальна на разных этапах работы с памятником. Первыми о ней задумываются исследователи объекта, которые должны определить и зафиксировать исторический цвет фасада. Если использовать колерную карту того или иного производителя, то результат не будет объективным, т.к. подобные «цвето-измерительные» системы во многом не соотносятся друг с другом.

- Что же касается системы NCS, то тут важно понять: не каждая наша цветовая фантазия применима для той или иной конкретной задачи, - говорит генеральный директор ООО «Рестауро СПб», член Совета Союза реставраторов Юрий Загвозкин. - Полный спектр эталонных цветов NCS рассчитан на все сферы промышленности и виды деятельности, от полиграфии до стоматологии, и содержит 1950 оттенков. В фасадных красках для реставрационных работ должно быть определенное сочетания вяжущих веществ и минерального пигмента. Нарушение пропорций в погоне за определенным цветом неизбежно приведет к ухудшению качества краски. Сегодня это понимают не все архитекторы, из-за чего у реставраторов порой возникают не решаемые проблемы.

Система колористики Конечно, исследователю объекта, выясняющему исторический цвет, этот аспект не важен – ему важна истина. И в методико-технологической документации для реставрации будет указан цвет, полученный в результате исследований. Задача реставратора - найти того производителя, который сможет или точно его воспроизвести, или, если это невозможно, - подобрать ближайший аналог. Это будет объективная картина, против которой нет аргументов. Ну а эталон исторического цвета в виде «формулы» отправится в архив КГИОП, с тем чтобы в будущем, когда появятся новые технологии изготовления красок, наши потомки смогли использовать его по назначению.

Важность точного подбора и идентификации цвета особенно очевидна, когда вспоминаешь о распространенном сегодня способе вандализма – граффити. Впрочем, в реставрационной практике немало и других причин, по которым приходится ставить красочные «заплаты». Практически любой цвет со временем немного изменяется, поэтому даже использование материала, оставшегося после реставрации, – не панацея. Что уж говорить о фасаде почтенного возраста. Точнейший инструментарий для подбора цвета –методики камуфляжа NCS - также были продемонстрированы слушателям круглого стола.

Система колористики Практическое значение мастер-класса, проведенного специалистами из Швеции, оказалось настолько важным для реставрационного процесса в Петербурге, что обе стороны выразили намерение организовать в нашем городе цикл обучающих семинаров соответствующей тематики.

другие статьи за 2010 год »