День реставратора

03.07.2010

Научная мозаика

Научная мозаика Научно-практическая конференция «Сохранение объектов культурного наследия как компонент устойчивого развития городской среды на примере Санкт-Петербурга» состоялась в рамках первой Недели реставрации и привлекла сотни заинтересованных участников и слушателей. В ходе пленарного заседания выступили 18 докладчиков, представивших широкий спектр актуальных задач реставрационной отрасли.

Ольга Кормильцева

Реставрация на подъеме

Открывая пленарное заседание, начальник Управления популяризации объектов культурного наследия КГИОП Ольга Кормильцева отметила, что «в последние годы петербургская реставрация превратилась в мощную отрасль городского хозяйства, которая оказывает большое влияние на развитие других отраслей, и в первую очередь туризма. Достижения реставраторов зримы, весомы. В этом можно убедиться на многих исторических объектах, имеющих всемирную известность».

Олег Бритов - Сегодня мы говорим о реставрационной отрасли как о само собой разумеющемся понятии. Но когда зарождался Союз реставраторов, такой отрасли не существовало, - отметил в свою очередь исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций (ССОО) Олег Бритов. - Во многом это заслуга профессионального сообщества: петербургские власти, рынки города, страны, Европы воспринимают нашу реставрационную деятельность как самостоятельную отрасль. Лично я убежден, что реставратор – это в высшей степени сложная и ответственная профессия.

Сергей Тучинский Верность данного замечания косвенно подтвердил главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ КГИОП Сергей Тучинский, который озвучил недавние научные достижения реставрационной отрасли Петербурга, как внедренные, так и находящиеся в стадии разработки. Итак, за последние несколько лет значительно продвинулись исследования в области создания минеральных пленок на бронзе; активно ведутся разработки радиолокационных методов исследования памятника, не разрушающих его материал; продолжается модификация технологии фотограмметрии и так далее.

Научная мозаика Даже нанотехнологии пришли в реставрацию – в виде использования фулеренов для повышения долговечности защитных покрытий мрамора. Началось обсуждение использования в реставрации красок смешанной силикатно-полимерной природы с нанотехнологическими компонентами; поступили на рынок красочные составы с измельченным пигментом, которые обладают самоочищающимися свойствами. Все шире распространяются методики применения лазера для реставрации камня и металла. Учитывая, что петербургская реставрация поворачивается в сторону консервации, идет разработка новых материалов, повышающих долговечность результатов реставрации. Так что на месте реставраторы не стоят, при этом общая цель остается неизменной - возвращать памятникам подлинность как внешнюю, так и внутреннюю.

Приспособление как норма

Екатерина Гринцевич Об экономических аспектах сохранения и развития объектов культурного наследия рассказала экономист ГУК ГМП «Исаакиевский собор», аспирант кафедры экономики строительства СПБГАСУ Екатерина Гринцевич. Учитывая, что государство не в состоянии обеспечить содержание всех памятников Петербурга и пригородов, необходимы внебюджетные инвестиции. Эта необходимость стала причиной отмены моратория на приватизацию объектов культурного наследия. Процесс начался, и уже сегодня есть как положительные, так и отрицательные примеры частной инициативы по приспособлению объектов культурного наследия к современным нуждам.

Неудачным опытом, по мнению Гринцевич, можно назвать процесс реконструкции Новой Голландии, в который вынуждено было вмешаться правительство города. Одним из самых показательных объектов удачного приспособления памятника к реальной культурной среде (правда, на средства государства) является Смольный собор. Концепцию его развития в условиях Петербурга можно назвать революционной. Сохранив свой исторический облик и высокое предназначение, не потеряв своих почитателей, но еще увеличив их количество, он стал доходным объектом. Сегодня это концертный зал, оборудованный по последнему слову техники, имеющий возможности для организации выставок.

- Эффективное государственно-частное партнерство может осуществиться, если государство оказывает девелоперу поддержку, которая заключается в снижении налогового бремени, обеспечении методиками реставрации, сметной документацией и так далее, - пояснила Екатерина Гринцевич. - А девелопер вкладывает в объект материальные и экономические ресурсы, рассчитывая на последующие прямые (финансовые) и косвенные (имиджевые) доходы. Понятно также, что государство контролирует все действия частного инвестора в плане выполнения им охранных обязательств.

Чтобы процесс приватизации стал более активным, нужна универсальная методика оценки потенциальной доходности памятников, о главных критериях которой также было вкратце рассказано.

Рафаэль Даянов Тему приспособления объектов культуры к современным нуждам продолжил генеральный директор Архитектурного бюро «Литейная часть» (Союз реставраторов СПб) Рафаэль Даянов. Подробно остановившись на конкретном памятнике 1930-х годов – Доме культуры им. Капранова архитектора Реймана, докладчик отметил, что архитектура этого строения относится к периоду государственного тоталитаризма, который пережила не только Россия, но и страны Европы. Этот пласт культурного наследия также нуждается в защите, тем более что многие относящиеся к нему объекты сегодня находятся на грани разрушения. Таков еще недавно был и ДК им. Капранова, построенный в стиле холодного конструктивизма. К нему пришлось применить самые радикальные меры: снести и воссоздать заново. Однако повторив исторический облик – лицевой фасад и параметры здания, архитекторы спроектировали объект с совершенно новой коммерческой составляющей. Теперь бывший ДК расположен в общем комплексе зданий с торговыми, офисными, гостиничными функциями.

Сложности саморегулирования

Никита Загускин Поднимая эту злободневную тему, председатель Совета Некоммерческого партнерства «Балтийский строительный комплекс», кандидат юридических наук Никита Загускин подчеркнул, что в ходе работы на памятниках реставраторы осуществляют достаточно большой объем строительно-монтажных работ. Этим обусловлена необходимость вступления реставрационных компаний в саморегулируемые организации, объединяющие строителей. Институт саморегулирования в России – это новый механизм, заимствованный у западных коллег. Основой саморегулирования является субсидиарная ответственность членов СРО по взаимообязательствам. То есть, по сути, основная задача – профилактика рисков на объектах. В этой связи возникает главный вопрос – за что именно несет ответственность СРО? Однозначного ответа, по словам Загускина, сегодня нет, формулировки Градостроительного кодекса размыты. Общим мнением на настоящий момент является то, что СРО несет ответственность за вред, причиненный в рамках внедоговорных отношений между заказчиком и подрядчиком. Однако это мнение тех или иных специалистов, а окончательный вывод будет сделан в рамках судебной практики.

- Одним из первых решений НП «БСК» было создание экспертно-консультационной службы, которая сейчас находится в стадии разработки, написания стандартов, - сказал Никита Загускин. - Это своего рода аварийный комиссариат, который при необходимости будет даже выезжать на объекты для разбора инцидентов и поиска ответа на извечный российский вопрос «Кто виноват?».

В борьбе за долговечность результата

Юлия Логинова О том, как ухаживать за памятниками из камня, чтобы продлить их жизнь без реставрации, рассказала заведующая Службой по текущему уходу и содержанию памятников СПбГУ «Государственного музея городской скульптуры» Юлия Логинова. Служба, организованная четыре года назад по указу губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, адаптирует к условиям Петербурга европейскую практику. Одна из частых причин выезда сотрудников службы на объекты, по словам докладчицы, - это вандализм. В среднем надписи и рисунки на городской скульптуре появляются еженедельно. Для демонстрации масштаба деятельности в докладе приведены факты: в 2009 году Служба занималась текущим уходом и мониторингом 57 городских памятников, 24 мемориальных досок и 25 памятников музейного некрополя.

Даниил Григорьев О том же – долговечности результатов реставрации, - но с точки зрения материаловедения, рассказали кандидат химических наук Яна Зарембо и аспирант ПГУПС Даниил Григорьев (ООО «Ажиопроект», Союз реставраторов СПб). Приводим этот доклад*, имеющий большое прикладное значение, с небольшими купюрами.

- Ни для кого не секрет, что наиболее крупным достижением материаловедения в реставрации последних лет стало создание нового класса материалов, называемых композиционными. Их особенностью является высокий уровень конструкционных свойств - прочности, жесткости, циклической прочности, а также высокое сопротивление распространению трещин. Все это существенно повышает надежность, весовую эффективность, снизить материалоемкость. Предприятие, которое мы представляем, специализируется на разработке и производстве двух торговых марок – «Ажио» и «Рунит».

При реставрации принято использовать материалы, по составу близкие к историческим. Однако это не является препятствием для применения современных концепций композитов в целях получения более эффективных реставрационных составов. Тем более что примеры таких материалов можно найти на объектах, которые были построены задолго до появления термина «композит». Известковые растворы, армированные волокнами, являются историческими, но по своей сути они современны.

Обладая научной базой и оснащенной лабораторией, мы имеем возможность разрабатывать материалы для конкретной задачи и объекта. Одним из таких материалов является мозаичный бетон, или терраццо. Как правило, его состав определяется заданными декоративными свойствами. Задача – повысить качество классического терраццо: уменьшить его усадку, увеличить устойчивость к трещинам, ограничить водопоглощение. Используя в качестве матрицы для терраццо композиционный материал взамен простого цементного камня, мы получаем мозаичный бетон с новыми свойствами. Скорость капиллярного всасывания у состава «Рунит-терраццо» в 4 раза ниже, чем у классического состава. Это позволяет отказаться от трудоемкой операции по нанесению воска на поверхность, не нужна также и полимерная защита. Усадочные деформации у композиционного материала «Рунит» отсутствуют. Твердение сопровождается небольшим расширением, что также удобно: между бетоном и латунью, необходимой для устройства деформационных швов, не образуются трещины.

Научная мозаика При разработке материалов для архитектурных деталей мы также применяем композиты: полимерный для мелких форм и стеклофибробетон – для масштабных. Важно, что сейчас разработано вяжущее, которое не создает угрозу щелочной коррозии для стеклянной фибры, поэтому мы можем использовать более дешевое, не щелочестойкое, волокно и гарантировать долговечность бетона. Использование композиционного материала позволяет уменьшить вес архитектурных изделий в 4 раза, а их прочность и долговечность повысить на порядок. Это хорошо видно на примере воссозданной части балюстрады на здании Театра им. Миронова на пл. Льва Толстого, где мы работали на подряде у компании «Ремфасад».

Нина Николаевна Шангина Резюмируя ход пленарного заседания, председатель Совета Союза реставраторов, доктор технических наук Нина Николаевна Шангина отметила:

- В целом конференция очень информативна как в концептуальном, так и в практическом ключе. Мы узнали о том, как реконструкция и реставрация приводит к увеличению экономического потенциала города, как она может формировать городскую и социо-культурную среду. Узнали о методах золочения белгородских реставраторов и о европейском опыте консервации, о конкретных материалах и методиках, разработанных в Петербурге.

Нина Николаевна Шангина Особенно хочу отметить, что тенденция нынешней конференции – множество молодых докладчиков. Молодежь пришла в серьезные сферы знаний, причастных к реставрации. Это отвечает тем задачам, которые поставлены перед реставраторами Петербурга городским правительством и президентом России.





* ДОКЛАД
главного специалиста по реставрации металлов РК «Интарсия» В.Г. Сорина:


БЛАГОРОДНЫЕ И НЕБЛАГОРОДНЫЕ ПАТИНЫ
и адекватный европейским принципам метод защиты от коррозии поверхностей памятников из медных сплавов.

другие статьи за 2010 год »