Публикации за 2010 год

03.06.2010

Свято-Троицкому Измайловскому собору вернули главные ценности

Завершилась масштабная реставрация главного иконостаса Собора Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка - одного из крупнейших в Европе деревянных иконостасов высотой 18 метров. В работе, финансируемой из Фонда возрождения Троицкого собора, занята компания Союза реставраторов Санкт-Петербурга «Стройтехуслуги», контроль над проектом осуществляет КГИОП. Иконостас, практически полностью утративший свое декоративное убранство к концу 1930-х годов, родился заново.

Августейший контроль

Свято-Троицкий Измайловский собор Высокий белый храм в стиле классицизма с пятью синими куполами известен каждому петербуржцу и виден из множества отдаленных точек города. Он был воздвигнут в 1828 -1835 годах по проекту архитектора В.П.Стасова в слободе Измайловского полка, на берегу Фонтанки. Роскошью и исполинскими размерами храм обязан тому обстоятельству, что шефом Измайловского полка был Николай I, который и «спонсировал», и строго контролировал строительство. Августейший строитель, как называли царя его современники, вникал во все конструктивные подробности, декоративную отделку, а особое внимание уделял набору икон в иконостасы и их исполнению. Даже после освящения собора 25 мая 1835 года по распоряжению Николая I пришлось заменить не понравившиеся ему иконы другими, а с художников взыскать полученные ими суммы денег.

Представляемые архитектором В.Стасовым проекты главного иконостаса Николай I отвергал раз за разом. И остановился на восьмом варианте, утвердив его лишь после того, как увидел модель иконостаса, выполненную из досок в натуральную величину. Работы по сооружению главного иконостаса продлились всего 2 года – сроки, сжатые даже по тем временам.

После революции 1917 года ценности собора периодически изымали и передавали в различные госфонды и госхранилища. Вывезена была и вся коллекция воинских трофеев лейб-гвардии Измайловского полка, которая составляла музей ратной славы русского воинства. Окончательно собор закрыли в 1938 году «по просьбе трудящихся», а позднее его помещения использовали под склады. И все-таки вплоть до 1938 года главный иконостас оставался в первозданном виде, что было удивительным фактом на фоне повсеместного разграбления церквей «в пользу голодающих». Убранство удавалось сохранять по причине его уникальной культурной ценности.

В итоге главный иконостас Свято-Троицкого Измайловского собора не избежал общей участи. Правда, перед демонтажем его декоративного убранства советские архитекторы схематично обмерили конструкции, выполнили зарисовки и фотофиксацию. Ощутимый ущерб главному иконостасу был нанесен в военное и послевоенное время, когда храм не отапливался. Поврежденный обстрелами собор представлял собой здание без стекол, с затопленным подвальным помещением. А ведь известно, что перепады температуры и сырость губительно сказываются на деревянных конструкциях, тем более такого грандиозного размера.

8 сентября 1990 года Свято-Троицкий Измайловский Собор был возвращен Русской Православной Церкви, и с тех пор в нем проводятся службы. А в 2006 году начинаются работы по воссозданию главного иконостаса, что является частью комплексной реставрации храма.

Стоит напомнить, что в августе 2006 года на строительных лесах вокруг главного купола вспыхнул мощный пожар, нанесший храму огромный ущерб. Церковь взяла на себя внутренние восстановительные работы, в то время как наружные работы, в том числе по реконструкции деревянного купола, финансировал город. Всю в комплексе реставрацию Свято-Троицкого Измайловского собора контролирует Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга.

Подсчитывая утраты

Свято-Троицкий Измайловский собор Частично реставрационные работы собор проводит своими силами: это касается резьбы на Царских вратах, позолотных работ и написания икон. (Воссоздание иконописной части иконостаса еще ждет своего времени - на данном этапе использованы фотохолсты). Остальные работы проводила реставрационная компания, имеющая большой опыт, надежную репутацию и входящая в профессиональное сообщество Петербурга Союз реставраторов. Ведь по своеобразию и кропотливости работ иконостас Измайловского собора уникален.

Основу 18-метровой конструкции составляет композиция из деревянных колонн коринфского ордера. Шесть из них формируют полукруглый фасад иконостаса, еще четыре – пространство сеней, куда нет доступа прихожанам. На колоннах установлен пояс антаблемента высотой 2,1 м и верхняя арка с конхой, образующая небо над алтарем. Между центральными колоннами расположены двустворчатые Царские врата высотой около 7 м, справа и слева от них – одностворчатые дьяконовские врата. На вратах и в межколонных заполнениях – иконы в золоченых рамах и золоченый резной декор, над Царскими вратами – центральный образ в резном обрамлении с сиянием, а в небе над алтарем – вырезанный «на просвет» символ Святого Духа - Голубь. Такова в целом композиция этого неповторимого сооружения, щедро украшенного деревянной резьбой, элементами из папье-маше и гипсовой лепниной.

Свято-Троицкий Измайловский собор

- К началу реставрации сохранился только остов 18-метровой конструкции, - говорит главный архитектор и руководитель проекта Ирина Зубкова. – Не было ни Царских, ни дьяконовских врат, отсутствовали главный крест, все сияния, обрамление центрального образа, резные золоченые композиции. Пожалуй, проще сказать, что дождалось нашего прихода: это 10 деревянных колонн коринфского ордера, антаблемент с надписью, конструкции сеней. Очень помог главный инженер собора Василий Иванович Мулюкин, который с 1996 года собирал и бережно хранил графические документы и найденные в подвалах разрозненные фрагменты декора главного иконостаса. На основе этих материалов и был выполнен проект

Сохранность подлинной резьбы была ничтожной: в распоряжении реставраторов оказались части гирлянды верхней композиции, ветка лотоса, три луча одного из сияний. По счастью, уцелели 3 рамы обрамления верхних икон. По их подобию восполнили утраченные.

Ситуация с декором из папье-маше была не лучше. Стоит пояснить, что папье-маше нередко использовали для облегчения массивных конструкций. В Свято-Троицком Измайловском соборе этот легкий материал применили для украшения антаблемента и арки над ним: из него выполнены венки, модульоны, порезки, головки херувимов… Для того чтобы воссоздать утраченные детали, скульпторы и лепщики выполняли их модели в мягком материале. Затем модели принимала комиссия экспертов. Чтобы представить масштаб сооружения, приведем только один пример: головы херувимов, расположенные в нижнем ярусе сеней, по высоте превышают два метра.

Рубашка для колонн

Свято-Троицкий Измайловский собор Одновременно с реставрацией и воссозданием многочисленных элементов декора шла работа по укреплению конструкций иконостаса. В первую очередь нужно было привести в порядок антаблемент и деревянные колонны, покрытые многочисленными продольными трещинами, не сохранившие ни позолоту, ни отделку под «французский лак».

- Щели, возникшие в колоннах от перепадов температуры, устраняли по традиционной методике: зареивали, ставили внутренние «сухари», причем работали в летнее время, - рассказывает директор ООО «Стройтехуслуги», член Совета Союза реставраторов Сергей Блинов. - Но спустя несколько месяцев, когда включили в Соборе отопление, доски снова разошлись. Технологи, изучив проблему, сделали заключение, что избавиться от щелей невозможно, они обусловлены параметрами конструкции, материалом и изменчивым температурно-влажностным режимом.

Реставраторов такой вывод не устроил. В итоге была разработана оригинальная, нигде и никогда прежде не применявшаяся методика: колонны одели в «рубашки» из гуттаперчевого материала на тканой основе. Сверху материала – довольно жесткое покрытие. «Рубашка» закреплена на выступающих ребрах, и таким образом получается своеобразная мембрана. Доски под ней «дышат», меняют параметры, но внешне этого не видно.

Колонны и пояс антаблемента окрасили при помощи многоступенчатой технологии «под французский лак».

Немалых усилий потребовала работа по воссозданию Царских врат высотой около 7 м и соответствующих им по композиции дьяконовских врат. Вес и размер створок оказались так велики, что их пришлось конструктивно укрепить. Правда, конструкция была уязвима изначально: под нижние подпятники явно подставляли подпорки. Реставраторы сделали металлическую обвязку, а снаружи облицевали ее деревянными накладками, вернувшими вратам первоначальный облик. Так что при взгляде на Царские врата создается впечатление легкости, тонкости, почти воздушности.

Свято-Троицкий Измайловский собор 23 мая 2010 года воссозданный иконостас освятили. Свято-Троицкий Измайловский собор, официально считающийся военным, является одним из любимейших храмов петербуржцев. Возрожденный иконстас стал подарком всему городу.

другие статьи за 2010 год »