Публикации за 2010 год

15.11.2010

Два новых знака качества
в копилке Союза реставраторов

Золотой Знак качества «Сделано в Санкт-Петербурге», по итогам ежегодного конкурса «На лучшую реставрацию объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга», получили две компании Союза реставраторов. Губернатор города Валентина Матвиенко вручила награды руководителям ООО «Пассим» и ЗАО РПНЦ «Специалист».

Справка:

Соискателей на конкурс качества в сфере реставрации, проходящий в рамках городского конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге», выдвигает Комитет по охране памятников (КГИОП), который контролирует все реставрационные работы в городе и проводит первый, отборочный этап. Окончательное решение о присуждении Знаков качества принимает экспертный совет, объединяющий множество высокопрофессиональных специалистов в сфере качества.

Имперская роскошь интерьера

Эта победа была предсказуема. Мраморный зал Мраморного дворца, щедро подаренного Екатериной Великой своему фавориту Григорию Орлову, уже по определению – образец царской роскоши. Тем более что подарок был сделан за активную помощь в завоевании русского престола. Все в этом первом петербургском дворце, облицованном камнем, говорит об августейшей щедрости и имперских амбициях.

Мраморный зал мраморного дворца Главный зал дворца декорирован в стиле позднего рококо с элементами ренессанса и, в соответствии с названием, отделан несколькими видами натурального мрамора: уральским, карельским, греческим, итальянским и лазуритом прибалтийским, а также трехцветным искусственным мрамором. Богато золоченый декор объемного двухсветного помещения ослепляет: свод украшен орнаментальной лепкой; на стенах барочные филенки с розетками и около 30 барельефов, 16 из которых принадлежат руке Ф.Шубина; цветной паркет А.Ринальди – архитектора Мраморного дворца - состоит из 11 ценных пород дерева…

Все это и прочее убранство подверглось реставрации или воссозданию. Более ста специалистов компании «Пассим», удостоенной награды, трудились на протяжении двух с половиной лет. Причем за реставрацию живописного плафона зала площадью больше 33 квадратных метров «Свадьба Купидона и Психеи» работы С.Торелли фирма уже получила аналогичную премию в 2008 году.

Стоит сказать, что ООО «Пассим», название которого переводится как «вездесущий», доверили эту сложную, многоплановую работу не случайно. Компания имеет собственную оборудованную базу: столярный и слесарный цеха, лепную и позолотную мастерские и конечно же, штат высококвалифицированных реставраторов. Помимо прочего они отлично справились с реставрацией инкрустированных дверей, с воссозданием кронштейнов, карнизов и бронзовых люстр, а также роскошного мебельного гарнитура Мраморного зала.

Все работы проходили под постоянным контролем специалистов КГИОП и Государственного Русского музея. Главный зал Мраморного дворца, в котором прежде размещались временные экспозиции, сегодня сам является музейным экспонатом.

Мосты в стиле шинуазри

Закономерно и то, что в поле зрения конкурсной комиссии попали памятники ГМЗ «Царское Село», отметившего нынешним летом 300-летие. Из множества объектов музея-заповедника, в предъюбилейной реставрации которых были задействованы компании Союза реставраторов, отмечены два Малых Китайских моста Ч.Камерона в Александровском парке, поблизости от Китайской деревни.

Китайский мост после реставрации Изначально выполненные в дереве, мосты почти сразу были перестроены в металле, их архитектурные элементы выкрасили масляными красками в яркие цвета восточной палитры, а отдельные детали позолотили. Стоит отметить, что чугунного литья в таких масштабах тогда не было даже в Европе.

Несмотря на хорошее, для своего времени, качество металла, реставрационные работы на мостах проводились неоднократно, последний раз – в начале XX в. Современную реставрацию, больше похожую на воссоздание, мосты встретили в удручающем состоянии: каменные устои подмыты, металлические арки сильно коррозированы, настилы из чугунных досок в аварийном состоянии, декоративные портики обрушились. Реставрацию Китайских мостов выполнили мастера ЗАО РПНЦ «Специалист». В том числе - тщательно отреставрировали сохранившиеся подлинные конструкции и детали 1780-х годов, восстановили утраченные элементы и полихромную окраску.

Китайский мост до реставрации Китайский мост после реставрации

- Особую сложность для нас представили декоративные выколотные детали в виде «драконов», расположенные на портале одного из мостов, - рассказывает главный инженер компании «Специалист» Леонид Курганский. – Детали не сохранились, и работали мы по фотографиям и архивным документам. Научный совет ГМЗ и КГИОП уделили этой работе пристальное внимание, согласование проводилось на каждом ее этапе: утверждались эскизы художника, проект архитектора и отдельно – цветовая гамма. К счастью, в Китайской деревне сохранились раскрашенные драконы, которые были приняты за образец.

Сегодня Малым Китайским мостам возвращен первозданный вид. Вот только историческая масляная краска, как недолговечная, была заменена на современное уретановое окрасочное покрытие. Сегодня на этих переправах хочется подолгу стоять, все в них дышит красотой и историей.

Каждый год, выдвигая соискателей на конкурс «Сделано в Санкт-Петербурге», КГИОП руководствуется самыми строгими критериями качества и научности реставрации. И всякий раз в итоге пальма первенства достается и компаниям Союза реставраторов, что свидетельствует о стабильно высокой оценке их труда.

другие статьи за 2010 год »