Аллея славы

Раиса Дементьевна Слепушкина

Раиса Дементьевна Слепушкина Раиса Дементьевна Слепушкина родилась в 1928 году в Ленинграде. Война нагрянула, когда она отдыхала в пионерском лагере. Спасенных из окружения детей поездом повезли в глубокий тыл, т.к. в Ленинград уже было не попасть. В селе Колково Кировской области Раиса провела блокаду. Работала в колхозе, а в свободное время оформляла стенгазеты, писала лозунги, портреты полководцев и учёных, рисовала агитационные плакаты на военные темы. Многие ее рисунки были представлены на областной выставке.

«В Ленинград мы вернулись при первой возможности, ещё до полного снятия блокады, - вспоминает Раиса Дементьевна. – Я сразу сдала экзамены и поступила учиться в Ленинградское архитектурно-художественное училище (АХРУ №9), основанное ещё в войну для подготовки специалистов, которые будут восстанавливать разрушенный Ленинград. Занятия в училище вели преподаватели из Академии Художеств».

В 1947 году, в составе первого выпуска, Раиса Слепушкина успешно закончила училище по специальности «живописец-альфрейщик». По рекомендации ГИОП группа выпускников, в которую входила и она, была направлена на работу в Ленинградские архитектурно-реставрационные мастерские (впоследствии название организации менялось).

Рабочий стаж Раисы Слепушкиной начался 27 августа 1947 года, а закончился 22 декабря 1992 года. При этом все 45 лет ее трудовой биографии прошли в одной организации – объединении «Реставратор». Список памятников культурного наследия, на которых работала художник-реставратор Р.Д.Слепушкина, напротив, объемен и разнообразен. В него входят Строгановский дворец, Исаакиевский собор, Юсуповский дворец, Собор Петра и Павла Петропавловской крепости, Эрмитаж, Воронцовский дворец, Инженерный замок, Строгановский дворец, Таврический дворец, Русский музей, Каменноостровский дворец, Дом учёных, Гатчинский дворец, Казанский собор, Большой дворец Петергофа, а также Екатерининский дворец и парковые павильоны Царского Села. И это далеко не полный «послужной перечень» работ Раисы Слепушкиной.

С 1956 по 1978 год она трудилась в разрушенном войной Пушкине. Вклад Слепушкиной в реставрацию и воссоздание Царского Села так велик, что рассказ о нем входит в экскурсионные программы. Особую ценность представляет выполненная ею в 1960-х годах реставрация Китайской (Голубой) гостиной. В течение двух лет Раиса Дементьевна расписывала натуральный светло-голубой шёлк, которым затянуты стены гостиной. Рисунок, изображающий сценки из жизни древнего Китая, на сшитых полотнищах нигде не повторяется, он воссоздан Слепушкиной со старых довоенных фотографий. Технологию росписи по шёлку «придумала» тоже она: поскольку подлинный шёлк фашисты попросту срезали, а не сняли с подрамника, то сохранились узкие полоски оригинала, на которых видна цветовая гамма и манера росписи.

Комиссия ГИОП приняла шелк «на отлично». А в 1962 году Раисе Дементьевне Сдлепушкиной была присвоена 1-я категория художника-реставратора.

Царскосельский список памятников и произведений, с которыми работала Р.Д.Слепушкина, обширен: помимо Китайской гостиной это Картинный зал, где она отреставрировала холсты выдающихся живописцев, написанные масляными красками, две высокие голландские печи, расписанные кобальтом, печь Кавалерской столовой, восстановленная полностью. В павильоне «Верхняя ванна» Слепушкина реставрировала потолок, в Агатовых комнатах производила консервацию потолочной живописи, в Екатерининском дворце расписывала двери Опочивальни и фаянсовые колонки. И так далее.

Неудивительно, что правительство Ленинграда четырежды награждало Р.Д.Слепушкину грамотами «За успешную работу по реставрации Екатерининского дворца». Среди ее наград также – медали и благодарности разных ведомств и организаций, включая КГИОП и Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Ну а главной наградой является добрая память, которая так же долговечна, как результаты труда талантливого художника-реставратора Раисы Дементьевны Слепушкиной.

все статьи »