Публикации за 2011 год

10.07.2011

Нина Шангина: «В реставрации практика демпинга неуместна»

Председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина отвечает на вопросы журнала «Территория бизнеса».

Н.Н. Шангина– Нина Николаевна, какова сегодняшняя ситуация на рынке реставрации в Санкт-Петербурге?

– Ситуацию я бы оценила позитивно. Год от года мы наблюдаем, как возрождается наш город, как возвращаются к жизни уникальные памятники. С каждым годом все рациональнее становится в Санкт-Петербурге организация реставрационного процесса, все плодотворнее складываются взаимоотношения между различными участниками рынка реставрационных услуг. Отрасль стабильно финансируется, и реставрационных работ в городе достаточно. Только в рамках программы «Фасады Санкт-Петербурга» за 2011 год запланировано отреставрировать 143 объекта.

Немало у реставрационной отрасли Санкт-Петербурга научных достижений. Рождаются новые технологии, разрабатываются инновационные материалы. В конечном итоге все это ведет к нашей главной цели – к повышению качества реставрационных работ.

Говоря об успехах петербургской реставрации, я не могу не отметить, что развитие отрасли происходит в первую очередь благодаря грамотной политике городского Правительства и Комитета по охране памятников. Очень важно, что за последние годы между реставрационным бизнесом и профильным городским комитетом сложились отношения постоянного партнерства, конструктивного диалога. Союз реставраторов видит в КГИОП ближайших союзников и постоянно ощущает поддержку этой организации. Для нас это очень важно.

Недавно председатель петербургского КГИОП Вера Дементьева была удостоена высокой президентской награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени. Это достойное признание ее заслуг в деле сохранения памятников и высокая оценка качества охраны культурного наследия Петербурга.

– С какими проблемами (организационными, технологическими) сталкиваются реставрационные компании?

– Наша первая и главная проблема – отсутствие у реставрации статуса отдельной отрасли экономики. Реставрация до сих пор формально является некоей разновидностью строительства. В результате в общественном сознании и в сознании некоторых профессионалов продолжают применительно к реставрации существовать ценности, характерные для представителей строительной отрасли. Это экономичность, сжатые сроки работ, нацеленность на функциональность и утилитарность использования объектов. Но ценности реставратора должны быть совершенно иными. Это очевидно. Реставрации нужна собственная правовая база, законодательное утверждение собственных ценностей, новый подход к системе подготовки кадров.

В марте 2011 года петербургская делегация, в которую входили представители Союза реставраторов и председатель КГИОП Вера Дементьева, ездила в Москву на парламентские слушания о правовых аспектах реставрации памятников. Мы увидели, что уровень понимания проблемы очень высок, поиском решения озабочены и наши коллеги из других городов, и участвовавшие в слушаниях государственные служащие. Думаю, что окончательное решение этого вопроса уже не за горами.

Когда реставрация обретет самостоятельность, вновь будет поднят вопрос о развитии в отрасли саморегулирования. Без сомнения, такая форма организации бизнеса очень перспективна и способна дать реставрации много преимуществ. Однако саморегулирование надо правильно организовать, проработать для него правовую базу, учесть при этом все особенности такой сложной сферы, как реставрация… В общем, организационной работы впереди немало.

Кстати, организационные проблемы мы будем обсуждать 30 июня на научно-практической конференции «Реставрация как вид экономической деятельности, направленной на сохранение культурного наследия». Конференцию проводит Союз реставраторов совместно с петербургским КГИОП. Видимо, проблемы действительно актуальны, так как мероприятие вызвало у наших коллег самый живой интерес.

Что касается технологических проблем, они есть всегда. Многие из них решаются. Потом на их место приходят другие. Видимо, это и называется «постоянный научный поиск». Сегодня реставраторы озабочены разработкой щадящих радиолокационных методов обследования памятников и модификацией технологии фотограмметрии; созданием реставрационных красок смешанной силикатно-полимерной природы с нанотехнологическими компонентами. Учитывая, что петербургская реставрация поворачивается в сторону консервации, важна разработка новых материалов, повышающих долговечность результатов реставрации.

– Насколько высока конкуренция на петербургском рынке реставрации?

– Конкурентов достаточно, и это хорошо. Наша цель – повышение качества реставрационных работ. Конкуренция заставляет компании дорожить своей репутацией, нести ответственность за результаты своего труда. Другой вопрос – какими методами ведется конкурентная борьба. Мы с коллегами по Союзу убеждены: существующая система тендеров и порождаемая ею практика демпинга – на реставрационном рынке неуместны. Реставрация – особая сфера, здесь нельзя делать ставку на экономию. Я вынуждена повторить то, что уже говорила, отвечая на предыдущий вопрос: для реставрации необходимо разрабатывать новую, отличную от строительной, правовую базу.

– Сколько компаний работает сегодня на реставрационном рынке?

– В Союз реставраторов на сегодняшний день входит 45 организаций. Это ведущие компании Санкт-Петербурга. Сколько всего реставрационных фирм в городе, я сказать не могу. Да и вряд ли возможно иметь такую статистику. Зачастую реставрационные лицензии получают даже компании, которые вообще не ведут реставрационных работ. Например, те, кто специализируется только на строительстве. Мы не стараемся объединить всех. Наша задача – скорее прямо противоположная. Мы объединяем только лучших. Чтобы вступить в Союз, необходимо иметь действительно безупречную репутацию.

– Выходят ли на петербургский рынок московские или региональные компании?

– Подавляющее большинство работ ведут местные компании. Петербургские реставраторы, воспитанники прославленной профессиональной школы – это лучшие специалисты в нашей стране. У нас самая сильная в стране система профессионального обучения, самые широкие возможности для работы специалистов всех профилей. Поэтому составить конкуренцию местным компаниям очень трудно. А вот сами петербургские реставраторы очень востребованы и в Москве, и в регионах. Компании – члены Союза реставраторов провели великое множество работ в Московском Кремле, востребованы они и в регионах.

– Объемы госзаказа на рынке реставрации растут или падают? Каково соотношение федерального и городского финансирования? Каковы перспективы?

– В последние годы объемы заказов на реставрационном рынке остаются стабильными. Конечно, основная часть всех работ финансируется петербургским бюджетом. Объем городского финансирования больше федерального примерно в два раза. Размер средств, выделяемых на реставрацию из городского бюджета, – это еще один пример того, как петербургские власти заинтересованы в сохранении исторического облика Северной столицы. Что касается перспектив, о них сегодня говорить трудно. У нас не существует перспективного планирования отрасли, объемы финансирования известны лишь на ближайший год. Такая ситуация ведет к определенным сложностям. Мы уже поднимали эту проблему перед городским Правительством и надеемся на ее разрешение.

– Нужна ли реставраторам помощь государства и в чем она может заключаться?

– Нужно сотрудничество с государством. Нужен диалог, понимание государством проблем отрасли. В свою очередь, и бизнес должен нести профессиональную и социальную ответственность перед городом и страной.

Конечно, я убеждена, что реставрации не обойтись без строгого государственного контроля за проводимыми работами. Реставрация – это не та сфера, где бизнесмен может действовать на свой страх и риск и знать, что в случае ошибки он поплатится за нее своими деньгами. Мы права на ошибку не имеем. Наши памятники уникальны, они составляют главное (и духовное, и материальное, кстати, тоже) богатство нашего города. Если мы утратим что-то из своего наследия – по ошибке ли, по недосмотру, – вернуть утраченное будет невозможно. Поэтому система надзора в сфере реставрации должна быть строжайшей, и на этапе допуска к реставрационным работам, и в ходе этих работ.

– Как скажется на кадрах реорганизация реставрационных лицеев?

– До 2010 года в Петербурге было четыре лицея, которые готовили кадры для реставрационной отрасли. В прошлом году три лицея были объединены в один. Это не повлекло за собой (как многие думают) сокращения приема на обучение профессии реставратора. Просто на базе трех однотипных учреждений начального профессионального образования в городе создан один крупный отраслевой образовательный комплекс. Общее количество учебных мест, преподавателей, аудиторий осталось прежним. Но все ресурсы: финансовые, материальные, кадровые, методические – теперь представляют собой единую образовательную систему. В конечном итоге это даст нам повышение качества образования, к которому мы все так стремимся.

Реорганизация затронула только однотипные лицеи, обучающие ребят одним и тем же специальностям. Она не коснулась и не могла коснуться Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха. Это единственное в городе учреждение НПО, готовящее специалистов по специальности «Реставрация, консервация и хранение станковой живописи».

– Существует ли сегодня дефицит кадров в реставрации?

– Дефицит хороших специалистов есть всегда. Трудно найти высококлассного сметчика, инженера, по-настоящему талантливого мастера реставрации. К сожалению, иногда остаются невостребованными специалисты рабочих профессий, особенно начинающие. В 2010 году общее количество выпускников трех реставрационных лицеев составило около 400 человек. Примерно 20% из них продолжили образование в вузах, остальные, кроме призванных в армию и ушедших в декретные отпуска, трудоустроены. На бирже труда не зарегистрирован никто. Это статистика. Однако она отражает ситуацию далеко не полностью. Мы знаем, что не все выпускники устроились на работу по специальности. Часть ребят, получив диплом, не смогли трудоустроиться в реставрационную компанию.

Устранить это несоответствие между спросом и предложением могло бы формирование рационального городского заказа на молодых специалистов. Но на сегодняшний день профессиональное сообщество сформировать такой заказ не может. Потребности рынка зависят от бюджета, выделенного на реставрацию, а мы, как я уже говорила, не знаем перспектив финансирования отрасли. Введение перспективного планирования позволило бы нам лучше контролировать ситуацию на рынке труда.

Интервью подготовлено
при содействии пресс-службы
Союза реставраторов Санкт-Петербурга

другие статьи за 2011 год »