Аллея славы

Тамара Ивановна Николаева

Тамара Ивановна Николаева Тамара Ивановна Николаева родилась в 1947 году в Ленинграде. С раннего детства она увлекалась театром и даже мечтала стать балериной: искусство танца с его способностью пластикой передавать тончайшие переживания восхищало девочку. Но по мере взросления сфера ее интересов смещалась - Тамару все больше интересовала история искусства. Окончив школу, она стала студенткой кафедры истории искусств на историческом факультете Ленинградского государственного университета.

По окончании университета молодой специалист Тамара Ивановна Николаева пришла на работу в ленинградское отделение Всероссийского общества охраны памятников. В этой общественной организации она работала недолго, но именно здесь Тамара Ивановна оказалась в самой гуще событий, связанных с сохранением, а порой и просто спасением ленинградского культурного наследия. Это сегодня нам кажется, что в советское время условия для сохранения архитектурного облика Ленинграда-Петербурга были тепличными. Но это впечатление ошибочно, уверяет Тамара Ивановна – непосредственная участница «баталий» за спасение городских памятников. Тогда, как и во все времена, за неповторимый облик любимого города приходилось бороться. Проекты капитального ремонта зданий в историческом центре подчас оказывались варварскими. Только благодаря активным усилиям общественных деятелей: реставраторов, архитекторов, ученых, да и просто неравнодушных людей - удавалось спасти и передать музеям ценные элементы декора зданий, отданных под капитальный ремонт; а зачастую – спасти от перестройки и целые дома. Так, например, сегодня мало кто знает, что расположенные в Соляном переулке здания Петровской эпохи на рубеже 1960-70-х гг. не считались памятниками архитектуры. Более того, стоял вопрос об их сносе. Неизвестно, как сложилась бы судьба этих домов, если бы не участие в ней общественников.

По словам Тамары Ивановны, работа по организации градозащитной деятельности много дала ей для будущего профессионального развития. Однако профессиональные знания молодого специалиста требовали более полного применения. Тамаре Ивановне хотелось заниматься системным исследованием города, и в 1973 году она перешла на работу в Государственную инспекцию по охране памятников, где встретила своего главного профессионального учителя – Бориса Александровича Разодеева.

Борис Александрович на протяжении многих лет руководил в ГИОП отделом исследования и учета городской застройки. Перед ним и его сотрудниками стояла нелегкая задача – необходимо было провести тотальную «инвентаризацию» архитектурных сооружений города и пригородов. Сегодня в это трудно поверить, но на рубеже 1960-70-х годов, когда Тамара Ивановна Николаева начинала свою работу, не так много ленинградских зданий были официально признаны памятниками истории и культуры.

Благодаря комплексному изучению петербургской застройки XVIII-XIX веков, которое проводил со своими сотрудниками Б.А. Разодеев, был создан уникальный архив – банк данных на тысячи зданий. Именно Б.А. Разодеев сделал объектом серьезного научного интереса каждое из зданий старого Петербурга, и на материалах его отдела впоследствии определились столь актуальные сегодня принципы Объединенной охранной зоны.

- По сути, конечным итогом нашей работы всегда была реставрация, - рассказывает Тамара Ивановна. - Уникальный архив ГИОП – это не только собранная и структурированная информация. Это информация осмысленная и оцененная. Проводя свои изыскания, мы отвечали на вопросы о том, когда дом строился, сколько раз перестраивался, какие его элементы частично или полностью сохранили свою историческую подлинность, и на множество других – совершенно необходимых при составлении реставрационного проекта.

Так, когда на рубеже 1980-90-х возникла возможность восстановить Храм Николая Угодника в Павловске, Тамара Ивановна вынуждена была изучить массу документов не только ленинградских, но и московских архивов, чтобы ответить на «простые», казалось бы, вопросы: когда он был построен? кто его архитектор? каким был его исторический архитектурный облик? Установить истину удалось, и сегодня мы можем видеть эту великолепную церковь архитектора А.И. фон Гогена во всем блеске ее первозданной красоты.

Масштабная реставрация кронштадтского Морского собора на всех этапах опирается на данные, собранные о памятнике Тамарой Ивановной. И таких примеров – многие сотни. Проработав в ГИОП без малого сорок лет, Тамара Ивановна сумела доказать культурную ценность и, поставив под охрану государства, спасти огромное количество памятников.

Она - автор нескольких десятков исторических справок, содержащих ценные сведения и чертежи по темам, не изученным ранее и необходимым для реставрации архитектурных объектов. Среди них Мариинский театр, Консерватория, Капелла, постройки на Каменном острове, застройка Кронштадта, Красного Села, петербургские жилые дома и особняки, комплексы казарм – Измайловский и Семеновский, Иоанновский монастырь, ряд церквей и садов города и окрестностей.

Большое внимание Тамара Ивановна уделяла вопросу популяризации петербургской реставрации не только в нашей стране, но и за рубежом. В 2003 году, во время празднования 300-летия города, она провела подробную экскурсию по объектам реставрации для финских коллег. Восхищенные увиденным финские архитекторы устроили по результатам экскурсии фотовыставку о достижениях петербургской реставрации. А в 2005 году по их приглашению Тамара Ивановна стала участницей 7-го Всемирного конгресса, где выступила с докладом о двух великих архитекторах позднего классицизма, творивших соответственно в Хельсинки и в Кронштадте: К.Л. Энгеле и Э.Х. Анерте.

Убежденная, что архитекторы ГИОП должны как можно лучше понимать всю специфику реставрационного процесса, она на протяжении многих лет занималась организацией для своих коллег профессиональных экскурсий на реставрируемые объекты.

Тамара Ивановна никогда не проводила разделительной черты между работой и досугом – эти два понятия в ее жизни давно и прочно переплелись между собой. Она и сегодня продолжает неустанно работать. Наиболее важные из последних ее работ – книга «Театральная архитектура Санкт-Петербурга», в которой она увлекательно рассказывает о результатах своих многолетних исследований на данную тему, и «Виктор Шретер. Иероним Китнер» - первая и единственная на сегодня монография о деятельности этих замечательных архитекторов.

- Открывая для себя и для других историю памятника, я испытываю настоящую радость, которую можно сравнить с радостью первопроходца. Пожалуй, это самая верная метафора - я постоянно чувствую, что я в пути, - говорит Тамара Ивановна.

На будущее петербургской реставрации Тамара Ивановна смотрит с оптимизмом. Эта реставрационная школа способна творить чудеса, убеждена она. Возможно, высокая степень сохранности памятников - следствие того умения возрождаться, которое изначально заложено в нашем городе, созданном вопреки всем обстоятельствам. Город, переживший великие трагедии и сохранивший то архитектурное полотно, благодаря которому мы сегодня чувствуем себя частью истории, – этот город никогда не утратит себя.

все статьи »