11.04.2024
Конкурс профессионального мастерства «Реставратор года − 2024» пройдет в рамках выставки «ИнтерСтройЭкспо».
22.03.2024
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ В СВЯЗИ С ТЕРАКТОМ В CROCUS CITY HALL
09.02.2024
ВЫБОР ДЛЯ СТРАНЫ - ВЫБОР ДЛЯ НАС
22.01.2024
КГИОП ВРУЧИЛ БЛАГОДАРНОСТИ КОМПАНИЯМ - УЧАСТНИКАМ СОЮЗА РЕСТАВРАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
20.01.2024
ОСВЯЩЕНИЕ ПАМЯТНИКА РАФАЭЛЮ ДАЯНОВУ
30.11.2012
Сегодня в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция - круглый стол «Реставратор. Новое между прошлым и будущим». Участниками круглого стола стали председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга д.т.н., профессор Нина ШАНГИНА и молодые петербургские реставраторы.
Участники круглого стола и журналисты затронули целый ряд актуальных проблем: речь шла о подготовке кадров, о возможностях профессиональной реализации молодых реставраторов, о развитии реставрационного материаловедения и о проблемах содержания петербургских памятников.
На вопрос о проблемах подготовки кадров Нина Шангина ответила, что проблем у профессионального образования хватает, однако огромную положительную роль в этом вопросе играет система взаимодействия между образованием и производством, построенная Союзом реставраторов Санкт-Петербурга.
Архитектор реставрационной компании «Петрорестком» Татьяна ПУЗЫРЕВА, недавно закончившая СПБГАСУ, поделилась своими наблюдениями о наиболее существенных недостатках сегодняшнего вузовского обучения:
- В обучении очень мало практики, - сказала она. – Даже на кафедре реставрации и реконструкции исторических зданий слишком мало внимания уделяется реставрационным обмерам, составлению реставрационных проектов; обучение в большей степени ориентировано на реконструкцию. Недостающие навыки приходится приобретать опытным путем уже в процессе работы.
При этом техническому специалисту, начавшему работать в реставрации, вряд ли захочется оставить эту сферу деятельности, говорит технолог инновационной лаборатории «АЖИО» к.х.н. Яна ЗАРЕМБО.
- Каждый объект реставрации уникален, - рассказала она. – Именно поэтому работать в реставрации так интересно. Каждый раз нам приходится решать новые, сложные задачи. Мы создаем материалы, сочетающие в себе достоинства исторических с новейшими достижениями материаловедения, производим готовые смеси, не нуждающиеся в дополнительной адаптации на объекте. Разрабатываются новейшие методы очистки городских памятников, материалы, способные существенно увеличить межреставрационный период жизни объекта.
О том, как привлекательна для молодого специалиста работа в реставрации, говорил и начальник реставрационного участка «Петрорестком» Алексей НИКОЛАЕВ:
- Я оказался в реставрации случайно, и я увлекся этой работой. Очень радостно видеть, как преображается памятник в результате нашего труда; интересно сравнивать, каким он был до начала реставрации и каким стал после нее.
- Молодой реставратор, пришедший работать на производство, - по сути, приходит учиться, - заметил заместитель директора компании «ЛапинЭнтерпрайз» Максим МОРОЗОВ. – Реставрационные лицеи дают очень хорошую подготовку, но все равно, чтобы состояться в нашей профессии, надо какое-то время поработать под началом опытных мастеров.
На вопрос журналиста о том, почему сегодня в реставрационных учебных заведениях сокращаются часы искусствоведения, культурологии и других теоретических занятий, свое мнение высказала Нина Шангина:
- Я считаю, что это неизбежный процесс. В первую очередь учащиеся и студенты ждут от преподавателя той информации, которую не найти в Интернете. Вузовским студентам катастрофически не хватает практики. Если человек останется работать в реставрации, искусствоведение от него никуда не денется – он просто вынужден будет всю жизнь пополнять свои знания по теоретическим вопросам. Думаю, преподаватель, который, позанимавшись в библиотеке, несет в аудиторию почерпнутые из книг знания, будет все менее востребован. Нам всем надо перестраивать свое отношение к обучению, - заключила Нина Шангина.