Публикации за 2013 год

08.04.2013

Недостаток, который быстро проходит

О бесценном опыте, который проводит разделительную черту между профессионалами и начинающими реставраторами, о значении личности мастера и о воспитании профессиональной смены заставил задуматься конкурс «Реставратор года», который уже в четвертый раз проводили Союз реставраторов Санкт-Петербурга и петербургский Комитет по охране памятников. Ежегодное состязание в профессионализме не только позволило выявить лучших мастеров города, но и показало перспективы развития отрасли.

Конкурс «Реставратор года»

Опыт превыше всего

Пожалуй, самой массовой реставрационной специальностью сегодня является специальность реставратора декоративных штукатурок. Это объяснимо: реставрация почти каждого из петербургских архитектурных памятников предполагает объемные штукатурные работы. Конкурс в соответствующей номинации проводился в этом году уже в четвертый раз, и неудивительно, что в стенах Реставрационно-художественного профессионального лицея собралось немало высококлассных специалистов, желающих побороться за звание лучшего.

Чуть в стороне от опытных мастеров ожидали состязаний слегка смущенные лицеисты. Идея привлечь лучших учащихся к «взрослому» общегородскому конкурсу возникла в Союзе реставраторов в прошлом году – и уже на конкурсе-2012 была воплощена в жизнь. По результатам прошлогоднего состязания члены конкурсной комиссии и преподаватели лицея оценили этот эксперимент как очень удачный, и тогда же было принято решение сделать участие ребят традиционным.

Ответив на непростые теоретические вопросы, конкурсанты приступили к самому увлекательному – к практике.

Конкурс «Реставратор года»Стороннему наблюдателю задание могло бы показаться несложным. Каждый из участников должен покрыть штукатурным составом поверхность площадью 1,5 м2. Казалось бы, что может быть проще для профессионального штукатура? Однако результаты работы самых маститых специалистов все же отличались от результатов менее опытных коллег.

- Мы предложили конкурсантам для работы штукатурную структурную минеральную смесь торговой марки «Рунит», которую производит наша компания, - поясняет член конкурсной комиссии, главный технолог ООО «АЖИО» - спонсора и организатора этой номинации, - почетный реставратор Санкт-Петербурга Елена Морозова. – Этот материал – один из наиболее сложных. Он создает негладкую, зернистую поверхность. Чтобы по-настоящему качественно выровнять его после нанесения, нужны и высокая степень понимания материалов, и незаурядная профессиональная сноровка. В реставрации этот материал используется нечасто, но сегодня мы предложили участникам для работы именно его, чтобы каждый смог в полной мере продемонстрировать свое мастерство.

- Конечно, все участники благополучно справились с заданием, однако работа самых опытных мастеров ярко выделяется на общем фоне, - делится своими наблюдениями Елена Морозова.

Что касается лицеистов, то сенсации на этот раз не получилось: ребята продемонстрировали крепкие теоретические знания, хорошее практическое владение профессией, однако на фоне зрелых мастеров было видно, что лицеистам пока не хватает опыта.

Отсутствие опыта – самый поправимый недостаток, убеждена Елена Морозова. Главное, что члены конкурсной комиссии увидели: начинающие специалисты имеют очень хорошую подготовку, и в будущем они смогут составить достойную конкуренцию победителям соревнования.

Конкурс «Реставратор года»

Молодежь заявляет о себе

Борьба, развернувшаяся в лепной мастерской, оказалась не менее напряженной. За большим общим столом расположились четырнадцать участников конкурса в номинации «Реставратор лепных изделий». Каждый из них получил от организаторов специально подготовленный фрагмент гипсовой лепнины с одинаковыми «утратами». Для успешного восполнения утраченной пластики конкурсантам предлагался «оригинал» - эталонный фрагмент без утрат.

Конкурс «Реставратор года»- Общий уровень мастерства очень высок, - поделился по окончании член конкурсной комиссии прораб компании-спонсора «АЖИО», почетный реставратор Санкт-Петербурга Анатолий Полетаев. – Однако выбрать победителей удалось без труда. Качество воссоздания пластики, степень попадания в авторский почерк существенно выделили пять лучших работ среди остальных. Что интересно, среди студентов, которых было всего трое, одна девочка выступила очень ярко, показав прекрасный потенциал. Я уверен, что она станет очень востребованным мастером.

- Правда, для того, чтобы во всем догнать опытных мастеров, придется поучиться еще лет пять, понабраться опыта, - улыбается Анатолий Полетаев. – Иначе профессионалом не стать: высокопрофессиональный реставратор лепнины обладает знаниями, о которых не прочтешь ни в одном учебнике. И дело не в том, что мастера скрывают эти знания от молодежи. Просто многие вещи можно понять только в процессе практической работы.

Живописцы, окуните ваши кисти

Возникает резонный вопрос о том, дает ли сегодняшний рынок труда возможность приступить к практической работе? Хватает ли выпускникам-реставраторам рабочих мест? Директор компании «Рестауро СПб» Юрий Загвозкин, спонсор, автор и идейный вдохновитель конкурса в номинации «Художник-реставратор», отвечает на эти вопросы уверенно:

- Я время от времени встречаю на объектах молодых реставраторов, которые в предыдущие годы, будучи лицеистами, присутствовали на конкурсе в качестве зрителей или участников. Такие встречи каждый раз очень радуют. Значит, талантливые ребята остаются в профессии после получения дипломов, и есть все основания думать, что, набравшись опыта, они вырастут в настоящих профессионалов. Что касается сегодняшнего состязания художников, то в нем лицеисты показали еще одну хорошую тенденцию. В этом году уровень их теоретической подготовки оказался существенно выше, чем в предыдущем.

Практическое задание, предложенное в этом году художникам-реставраторам, было связано со альфрейной живописью. Необходимо было выполнить разделку под дуб – максимально точно сымитировав цвет дерева. Этот вид работ нередко встречается при реставрации петербургских памятников.

Конкурс «Реставратор года»Оценивая результаты, члены комиссии были согласны в одном: участники справились с заданием прекрасно. Однако именно по этой причине выбрать лучшего было непросто. В конце концов конкурсная комиссия назвала участника, проявившего самое высокое мастерство. Кстати, дополнительным показателем его профессионализма является тот факт, что он выполнил задание гораздо быстрее своих соперников.

- Конечно, в условиях конкурса скорость не была для нас критерием оценки, - поясняет Юрий Загвозкин. - Однако при работе на объектах реставрации этот показатель тоже очень важен.

Блестящая работа

Номинация «Реставратор позолоты» - самая молодая из представленных на конкурсе, она была учреждена только в прошлом году. В силу специфики труда позолотчиков организовать такое соревнование было непросто, поясняет главный инженер компании «Стройтехуслуги» - организатора и спонсора номинации - Виталий Семочкин. Основные сложности были связаны с трудностью в составлении такого практического задания, которое можно было бы выполнить за несколько часов.

- Для того чтобы решить эту проблему, мы раздали участникам практические задания заранее. Существенный объем подготовительных работ они проводили заблаговременно, в своих мастерских. Непосредственно в день конкурса можно было увидеть только финальную часть большой работы.

В отличие от прошлого года, когда конкурсанты-позолотчики должны были лишь нанести позолоту на предложенный им макет, на этот раз организаторы поставили перед ними действительно реставрационную задачу. Конкурсантам были выданы элементы деревянного резного киота с утратами позолотного слоя. При оценке работ решающую роль играло умение мастеров рассказать о том, что они делали в своих мастерских и на конкурсе: как расчищали, как укрепляли, какими составами. Именно в понимании своей деятельности хорошо проявляется практический опыт мастера, уверен Виталий Семочкин.

Кстати, номинация «Реставратор позолоты» была единственной, в которой лицеисты участия не принимали. Однако преимущества опыта перед молодым азартом проявило себя и здесь: участники, занявшие первое и второе места, трудятся в отрасли уже четверть века, тогда как бронзовый призер работает в реставрации всего пятый год.

Тот факт, что лицеисты не принимали участия в конкурсе позолотчиков, вовсе не означает, что для специалистов этого профиля не подрастает профессиональная смена. Как рассказал Виталий Семочкин, в составе бригад позолотчиков, работающих на памятниках города, неизменно присутствуют начинающие специалисты. Молодые реставраторы позолоты рядом со старшими коллегами работали на реставрации и ограды Шереметевского дворца, и главного алтаря Троице-Измайловского собора, и на других важнейших объектах компании «Стройтехуслуги».

Все это позволяет сделать вывод о том, что как реставраторам позолоты, так и представителям других специальностей, принимавшим участие в конкурсе «Реставратор года – 2013» на смену придут достойные коллеги. Молодые и неопытные, конечно. Но талантливые и искренне желающие постичь все те тонкости профессии, которые открываются только в процессе собственной практической работы.


Победители конкурса профессионального мастерства «Реставратор года - 2013»


I. В номинации «Лучший реставратор декоративных штукатурок»:


II. В номинации «Лучший реставратор лепных изделий»:


III. В номинации «Лучший художник-реставратор»:


IV. В номинации «Лучший реставратор - позолотчик»:

другие статьи за 2013 год »