Публикации за 2013 год

12.07.2013

Образование и кадры. Круглый стол, прошедший в Союзе реставраторов

В настоящее время Союз реставраторов Санкт-Петербурга по поручению Общественного совета при Минкульте РФ занят разработкой проекта профессиональных стандартов в области реставрации. В соответствии с правительственным указом подобная работа сегодня ведется во всех сферах российской экономики. Петербургские реставраторы убеждены в том, что данная работа не просто актуальна – ее необходимость для реставрации давно назрела. О ситуации, сложившейся на кадровом рынке отрасли, говорили участники круглого стола, состоявшегося в Союзе реставраторов по инициативе журнала «Федеральный строительный рынок».

Стандарты профессии и образования

Неужели уточнение формальных требований к специалистам и скрупулезное прописывание названий должностей настолько важно для реставраторов, что они готовы вкладывать в это свои собственные время и силы? Удивление некоторых журналистов рассеяла член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга, д.т.н., профессор Нина Шангина:

– То обстоятельство, что существующая классификация профессий и должностей не отвечает современным требованиям реставрационного производства, серьезно усложняет нашу профессиональную деятельность, – пояснила она. - Так, например, зачастую реставрационные компании вынуждены для одной и той же работы содержать в штате двух специалистов: один из них имеет требуемое образование, но не может справляться с современными технологическими задачами, а другой – профессионал без необходимого диплома, но хорошо знающий применяемые технологии. Конечно, подобные несоответствия необходимо устранять.

Кроме того, Нина Шангина сообщила о том, что разработка профессиональных стандартов – лишь первый шаг на пути к новой системе. В дальнейшем на их основе будут сформированы новые стандарты образования, то есть учебные планы вузов и ссузов будут переработаны в соответствии с современными требованиями.

- Необходимо изменить ситуацию таким образом, чтобы знания, которые сегодня даются студентам, действительно соответствовали требованиям работодателей отрасли, - подчеркнула лидер профессионального сообщества.

Подготовка реставраторов: есть надежда?

Об учебных планах, по которым вынуждены жить реставрационные учреждения НПО сегодня, подробнее рассказала в своем докладе заместитель директора Реставрационно-художественного профессионального лицея Елизавета Чапкина. По общему мнению собравшихся, описанная ею ситуация не просто вызывает беспокойство – она вынуждает бить тревогу.

Так, с нынешнего учебного года сроки подготовки профессионалов рабочих специальностей были резко сокращены. Сокращение сроков обучения коснулось и тех первокурсников, которые поступили в лицей на базе 9 классов, и тех, у кого уже есть общее среднее образование. Если ранее срок обучения на базе девяти классов составлял 3 года, то теперь — 2 года 5 месяцев. На базе 11 классов длительность обучения сокращена с 1 года до 10 месяцев. Но это еще не все. Одновременно с сокращением сроков обучения было серьезно расширено его содержание. Если раньше подготовка проводилась по трем основным специальностям: «реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий», «реставратор произведений из дерева» и «реставратор декоративно-художественных покрасок», то теперь набор ведется на специальности «реставратор декоративно-художественных покрасок, декоративных штукатурок и лепных изделий» и «реставратор декоративно-художественных покрасок и произведений из дерева». По сути, новый курс обучения предполагает одновременное освоение студентом сразу двух реставрационных специальностей.

- Мы пытаемся что-то сделать, найти оптимальное для таких условий построение рабочего процесса, однако сохранить качество образования на прежнем уровне в такой ситуации вряд ли возможно, - поделилась своими опасениями Елизавета Чапкина.

Президент реставрационной компании «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ» Алексей Лапин разделил обеспокоенность коллеги и обратил внимание собравшихся также на другую проблему нынешних студентов – перспективы их трудоустройства после выпуска.

– Нам, профессиональному сообществу, необходимо формировать для лицеев заказ на молодых специалистов. Нужно знать, сколько выпускников определенного профиля будет нужно реставрационному бизнесу в ближайшие годы. Причем такой заказ необходимо делать хотя бы на три года вперед, чтобы он отражал потребность рынка труда не в тех специалистах, которые уже готовы к выпуску, а в тех, кто сейчас поступает на первый курс. Для этого нужно знать, какой бюджет будет выделяться на реставрацию хотя бы в ближайшие три-пять лет. У нашей отрасли нет таких долгосрочных программ развития.

- В сложившейся ситуации большие надежды мы возлагаем на Союз реставраторов, - заявил уполномоченный Союза по взаимодействию с учебными заведениями, зам. директора ЗАО «РЕМФАСАД» Михаил Волынов. – Союз, объединяющий профессиональные училища и реставрационные компании, разработал и реализует целую систему мер по содействию профессиональному образованию. Среди этих мер – обеспечение учащихся практикой, наставничество, материальная поддержка учебных заведений. Особую роль играет проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства.

Объективная оценка

Как пояснил Михаил Волынов, идея проведения такого конкурса возникла в Союзе еще в 2010 году. Мероприятие преследовало сразу несколько важных целей: это и повышение престижа высококвалифицированного труда реставратора, и поощрение лучших мастеров города, предоставление им возможности получить профессиональную оценку своей работы, кроме того, конкурс стал возможностью для специалистов Союза реставраторов совместно с преподавателями лицея проанализировать возможные технологические ошибки, недостатки подготовки специалистов. С 2012 года в конкурсе участвуют не только состоявшиеся профессионалы, но и учащиеся лицея.

– Теперь, когда конкурс среди лицеистов прошел уже дважды, стало очевидно, что идея вовлечь их в мероприятие оправдала себя, - сказал Михаил Волынов. - Ребята работают азартно, увлеченно, в процессе этого мероприятия они лишний раз убеждаются, что сделали профессиональный выбор верно. Лицеисты выполняют задание рядом со старшими коллегами, и бывает, что работа мастеров на конкурсе становится для молодежи очень полезным мастер-классом. Со своей стороны мы, члены конкурсной комиссии, можем убедиться в том, что для петербургской реставрации подрастает достойная смена. Некоторые ребята демонстрируют очень яркие способности, выполняют задания на уровне взрослых мастеров.

Результаты конкурса показывают, что подготовка специалистов сегодня проводится на высоком уровне и в молодом поколении есть одаренные мастера реставрации. Наша задача – сохранить их для отрасли и, несмотря на все трудности, не уронить высокую планку профессиональной подготовки. Это возможно лишь в условиях объединения усилий профессионального сообщества, заключили собравшиеся.

другие статьи за 2013 год »