Аллея славы

Виталий Петрович Лактионов

Виталий Петрович ЛактионовВиталий Петрович Лактионов провел детство в Сибири. Он всегда увлекался изобразитель­ным искусством, однако сразу после школы решил связать свою жизнь с делом добычи полезных ископаемых и поступил в Сибирский металлургический институт на горный факультет. К счастью для будущего реставратора, в то время студенты института уже с первого курса начинали совмещать теорети­ческую подготовку с практической работой по специальности. Это дало Виталию Лактионову возможность быстро понять, что выбранная профессия ему не интересна. Забрав докумен­ты с третьего курса, он отправился в Ленинград, чтобы учить­ся на художника.

Об этом решении Виталий Петрович ни разу в жизни не пожалел. Именно в Ленинграде ему посчастливилось найти дело, служение которому стало главным содержанием его жизни. Правда, обстоя­тельства выбора профессии сложились не совсем так, как он изначально планировал.

В Ленинграде он женился, и мысли об учебе пришлось оставить – необходимо было осваивать практическую специальность и кормить семью. Лактионов решил профессионализировать свое давнее увлечение – художественную чеканку. С этой целью он пришел в СНПО «Реставратор». Ознакомившись с его «люби­тельскими» работами, приемная комиссия сразу присвоила ему квалификацию «металлист 4-го разряда».

– Конечно, я понимал, что такой высокий разряд является своего рода авансом, который еще пред­стоит оправдать, – вспоминает Виталий Петрович. – И я старался. Работал, перенимал мастерство у старших коллег. В нашей бригаде бытовал принцип: каждый помогает каждому, и к любому из коллег всегда можно обратиться за советом. Именно этот коллективизм, готовность к взаимопомощи позво­ляли сохранять и развивать мастерство, высоко держать планку бригадной работы.

Реставрация захватила Виталия Петровича с головой. Одной из первых работ, которые он выполнял в составе своей бригады, было восстановление металлического декора на фронтоне Казанского собора. Затем были многочисленные бронзовые элементы интерьеров ленинградских дворцов, люстры, камины, часы, скульптуры, городские ограды… Виталий Петрович быстро заслужил безоговорочное уважение коллег и вскоре возглавил бригаду, осуществлявшую реставрацию бронзы всех городских памятников.

– Помню, как много работ было проведено в Павловском дворце. Все камины, все бронзовые эле­менты декора были сделаны нашей бригадой, – вспоминает Виталий Петрович. – В то время многие исторически позолоченные детали не золотились, а лишь покрывались подходящим по цвету лаком. Однако мы думали не только о сиюминутном успехе, но и о будущем. Я ребятам сказал так: давайте все сделаем для того, чтобы потом, когда у государства будет больше денег и снова появится возмож­ность золотить, бронзовые элементы можно было бы снять и после золочения вернуть на место без потерь. Именно так мы и работали.

О мастерстве некоторых членов своей бригады и их преданности делу Виталий Петрович вспоминает с неподдельным восхищением. Такие мастера, как Василий Марютин, Евгений Михайлов, Владимир Крылов, обладавшие поистине даром Божиим, к каждой своей работе относились трепетно, вклады­вали в сохранение памятников душу.

Одним из наиболее ярких воспоминаний Виталия Петровича остается воссоздание знаменитого новгородского памятника «Тысячелетие России». Разобранный фашистами монумент был полностью восстановлен еще в конце войны, но при этом безвозвратно утерянными оказались бронзовые фо­нари и окружавшая его решетка. Восстановлением этих деталей занимались специалисты СНПО «Ре­ставратор» во главе с Виталием Петровичем Лактионовым.

– Все утраченные бронзовые элементы архитекторы восстанавливали по фотографиям и архивным документам, – вспоминает Виталий Петрович. – Уже приступив к исполнению проекта, мы, реставраторы, обнаружили чудом сохранившийся фрагмент одного из фонарей. Каково же было наше удив­ление, когда оказалось, что этот оригинальный фрагмент нельзя отличить от воссоздаваемого нами. Попадание в руку мастера оказалось стопроцентным!

По глубокому убеждению Виталия Петровича, профессионализм и трепетное отношение к работе были неотъемлемой частью той профессиональной культуры, которая бытовала в СНПО «Реставра­тор». Это объединение являло собой слаженную многопрофильную систему, успешно обеспечивав­шую нормальное существование реставрационной отрасли. Произошедший на сломе эпох распад СНПО стал для Виталия Петровича Лактионова личной трагедией. Опытный реставратор и руководи­тель, бригадир, член профкома, он был убежден: распад отразится на реставрации пагубно, надо во что бы то ни стало сохранять систему. Увы, общественные настроения в те годы были прямо противо­положными. Сегодня, когда уже окончательно ясно, что реставрационная отрасль не может суще­ствовать разобщенно, тогдашняя правота Виталия Петровича стала очевидной…

Несмотря на то что в 90-е годы Виталий Петрович практически оставил реставрацию, его мастерство по сей день остается востребованным. Так, совсем недавно по просьбе компании «Геликон» он занимался реставрацией бронзы Строгановского дворца. Он много работает по созданию оригинальной бронзо­вой продукции, замысловатых сувениров, предметов декоративно-прикладного искусства. Коллеги, работавшие с ним в «золотой век» ленинградской реставрации, архитекторы, искусствоведы вспоминают о нем как об одном из значительных профессионалов славной реставрационной школы.

все статьи »