Аллея славы

Владимир Павлович Окорочков

Владимир Павлович Окорочков Владимир Павлович Окорочков родился в 1929 году в Ленинграде, а ушел из жизни в 1994-м, уже в Санкт-Петербурге. Как и все его сверстники, подрост­ком Владимир Павлович встретил начало войны. В полной мере испытав на себе все тяготы ленинградской блокады, лишь с появлением дороги жизни на Ладоге он был выве­зен вместе с мамой из города и попал в эвакуацию.

Вскоре после войны Владимир Павлович вернулся в род­ной город, где в 1946 году приступил к обучению в недав­но созданном Архитектурно-художественное ремесленном училище №9. По его окончании молодой реставратор живо­писи попал на работу в Специальные научно-реставрационные производственные мастерские, которые вели весь комплекс реставрации в Ленинграде. В составе бригады других художников он приступил к работам по реставрации и воссозданию утраченных монументальных росписей дворцовых залов в Ораниенбауме и Царском Селе.

По свидетельствам коллег, Владимир Павлович не только был хорошим техником-реставратором, каких немало встречается среди реставраторов живописи, но и прекрасно владел секретами живописного мастерства, техникой масляной, темперной и фресковой живописи.

В его послужной список, включающий в себя более тридцати наименований, входят работы, которые сделали бы честь любому художнику-реставратору. Большой Петергофский, Павлов­ский, Юсуповский, Таврический дворцы, павильон Венеры в г.Гатчина, Монплезир, Кронштадт­ский Морской собор, Мариинский, Меншиковский дворцы, Исаакиевский собор, Александро-Невская лавра, Никольский собор, Адмиралтейство, Русский музей и Эрмитаж; ленинградский Дом архитектора, Дом ученых, Мариинский театр и АБДТ им. М.Горького, особняк Кочубея, Катальная горка в Ломоносове – это лишь малая толика шедевров, в воссоздании которых он принимал участие.

Владимир Павлович Окорочков Владимир Павлович восстанавливал Ленинград с лучшими в Советском Союзе реставраторами, такими как Я.А. Казаков, И.О.Алексеев, Ю.Ф.Шитов, Б.Н. Лебедев, В.Г.Журавлев, В.А.Никифоров, М.Г.Колотов, О.Ю.Педаяс, И.Н.Бенуа, В.Г.Корбан, О.К. Одэ, Ф.Ф. Васильев, Л.А. Любимов. Его учителем в области реставрации был известный рестав­ратор живописи Анатолий Владимирович Трескин, с ко­торым ему довелось в 1950-е годы работать в Павлов­ском дворце.

Одним из наиболее значительных этапов в его професси­ональной биографии стала работа в комнатах Камерона в Екатерининском дворце, где впоследствии он работал также на реставрации Картинного зала.

В начале 1970-х годов в составе бригады лучших художников-реставраторов Ленинграда В.П.Окорочков дважды ездил в длительные командировки в Москву - реставрировать мону­ментальную живопись залов Большого Кремлевского дворца. Также он принимал участие в ре­ставрации Межотненского дворца и дворца Рундале в Латвии.

Владимир Павлович вел работы по раскрытию и реставрации живописи дворцовой церкви во имя Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском дворце. Каждый, кто знаком с историей этого храма, с благодарностью вспоминает реставраторов, сделавших вновь доступны­ми для глаза росписи, когда-то закрашенные несколькими слоями малярной краски.

Позже подобную работу Владимир Павлович проделал при реставрации Храма Успения Пресвятой Бо­городицы на набережной Лейтенанта Шмидта (ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни), стены которого также были плотно закрашены после революции.

Здесь, как и в Мариинском дворце, Владимир Павлович бережно и кропотливо расчищал подлин­ные изображения, скрытые под многими слоями красок. Фрески были воссозданы по небольшим сохранившимся фрагментам.

Владимир Павлович Окорочков Талантливый реставратор, Владимир Павлович и в по­вседневной жизни оставался человеком неординар­ным и любопытным, большим любителем путешествий и даже несколько авантюристом. Так, дважды он сры­вался с места и, оставив привычный быт, отправлялся на целый сезон работать на рыболовецкий траулер. Из походов он привозил не только множество ярких зари­совок, но и новый для себя опыт рыболовецкого ремесла, разделки рыбы, умения управляться со снастями… Но конечно, главным интересом его жизни всегда была живопись. Оставшиеся после него многочисленные зарисовки, так же как и памятники, в реставрацию которых он вло­жил свой труд, душу и талант, останутся лучшей памятью об этом ярком человеке и подлинном патриоте своей профессии.

все статьи »