Публикации за 2014 год

07.02.2014

Масштаб объектов и уровень задач

Масштаб объектов и уровень задач

Перед наступлением нового, 2014 года, в Союзе реставраторов Санкт-Петербурга подводили итоги года уходящего. Реставрационные работы, проведенные компаниями Союза в 2013 году, стали важной страницей профессиональной истории. И дело не только в том, что речь идет о сохранении архитектурных шедевров мирового значения. Впечатляет уровень задач, с которыми пришлось столкнуться в процессе реставраций. Успешное их решение позволило петербургским специалистам обогатить профессиональную школу опытом, дающим новый толчок к ее дальнейшему развитию.

Технологические решения

Непростую работу задали технологам условия реставрации фасадов Большого драматического театра им. Товстоногова. Расположенное на набережной реки Фонтанки, здание театра на момент начала реставрационных работ пребывало в сложном технологическом состоянии. Несущие конструкции были значительно увлажнены и поражены биологическими организмами, здание частично просело, кое-где показались трещины. Реставрационные работы на фасадах театра производились непрерывно в течение двух лет, при постоянно сменяющихся погодных условиях. Все эти факторы серьезно усложнили работы по отделке фасадов. Кроме того, параллельно в интерьерах БДТ велись масштабные работы, оказывающие серьезное механическое воздействие на стены. Неудивительно, что в таких условиях стандартное штукатурное покрытие постоянно давало трещины, создавая дополнительные проблемы для проведения полноценных реставрационных работ.

Разработкой материалов для реставрации фасадов театра занимались технологи ООО «АЖИО», которые и нашли выход из этой непростой ситуации, предложив новый штукатурный состав — обладающий особой прочностью, более устойчивый к растяжению и сжатию. Тонкослойная известковая штукатурка с армирующим слоем, прошедшая согласование в КГИОП и позволившая блестяще справиться с нестандартной задачей при реставрации театра, уже сегодня востребована и на других памятниках архитектуры.

Не менее интересные задачи возникают при реставрации Ростральных колонн - памятника, без которого немыслимо лицо Северной столицы. Реставрационные работы здесь уже не первый год также ведет компания группы «АЖИО». В предыдущие годы на поверхности колонн были восстановлены утраты известковой штукатурки, заделаны трещины в штукатурном слое и произведена окраска. Частичное восстановление утрат само по себе затрудняло работу силикатными красками, к тому же серьезными препятствиями для реставраторов были постоянный ветер и периодический дождь. Справиться с этими проблемами удалось только за счет оригинального решения, разработанного технологами специально для этих условий.

В 2013 году начались работы по реставрации и приспособлению под музейное использование внутренних помещений Ростральных колонн.

— Одной из интересных технологических задач этого года стала гидроизоляция, — рассказывает заместитель генерального директора по науке ООО «АЖИО» Алексей Харитонов. — В результате ремонтных работ, проводившихся здесь в советское время, во внутренних помещениях был нарушен принцип сохранения исторической аутентичности, и посетители видели поверхности, покрытые рубероидом — материалом, который никак не мог быть использован в памятниках изначально. Однако применение в сегодняшних условиях исторической технологии гидроизоляции свинцовыми плитами было бы неэффективно и нецелесообразно. Оптимальным технологическим решением в данном случае стало использование поверх сохранившихся свинцовых элементов гидроизоляции на минеральном вяжущем, максимально приближенной внешне к природному камню.

Неожиданные находки

Нередко в процессе реставрационных работ на памятниках архитектуры реставраторам открываются исторические элементы, признанные ранее полностью утраченными. Каждая такая находка, обогащающая наследие материальной культуры Санкт-Петербурга, заставляет специалистов пересматривать ход уже начатой реставрации и разрабатывать оригинальную методику спасения найденного.

Так, летом 2013 года завершилась реставрация лестницы, ведущей в Голубой зал Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры, которую с 2009 года вела компания «Лапин Энтерпрайз». Первоначальный реставрационный проект пришлось существенно изменить после того, как, расчищая стены лестничного помещения для выполнения живописных работ, реставраторы обнаружили под шпатлевкой сохранившиеся исторические росписи. Состояние найденной живописи было удручающим, ее утраты составляли более пятидесяти процентов, и Комитетом по охране памятников было принято решение о составлении нового проекта реставрации, включающего работы по консервации сохранившихся живописных элементов и воссозданию утраченных. Сегодня этот проект, разработанный специалистами ООО «Петрорестком», успешно реализован.

Не одно подобное открытие произвели специалисты реставрационной компании «Интарсия» в процессе реставрации Восточного крыла здания Главного штаба.

На момент начала работ казалось, что вся живописная отделка здания учтена и описана. Однако в некоторых помещениях, давно утративших свой первоначальный декор, при разборке конструкций советского периода были обнаружены фрагменты росписи первой трети XIX века.

На сводах лестничных пролетов и тыльных сторонах маршей одной из лестниц при удалении позднейших малярных наслоений был обнаружен живописный фрагмент на военную тематику. Эта находка заставила пересмотреть внешний вид лестницы и позволила вернуть ей исторический облик. В результате, по оценкам специалистов, лестница стала одним из самых интересных экспозиционных мест приспособленного под музейное использование памятника.

Работы по реставрации монументальной живописи Главного штаба вообще потребовали от специалистов высочайшего мастерства.

— Росписи Скотти — это клеевая живопись, — рассказывает научный руководитель реставрационных работ по живописи РК «ИНТАРСИЯ» Ирина Денисова. — Мы же столкнулись с позднейшими подновлениями с использованием темперы, акриловых (которые темнеют), казеиновых и даже масляных красок! В некоторых залах на плафонах были обнаружены остатки хлебного мякиша. Использование данного материала при расчистках традиционно, но он должен быть полностью удален после окончания работы, в противном случае он становится питательной средой для микроорганизмов, которые оказывают губительное воздействие на живопись.

Самым сложным для реставраторов стало послойное удаление позднейших реставрационных записей. Протечки, многочисленные реставрационные подновления, повлекшие за собой отставания краски, разрушение штукатурки — все это привело к тому, что реставраторы для каждого зала — а всего их двадцать шесть — разрабатывали индивидуальную методику.

Надо отметить, что консервация и воссоздание живописи — лишь часть тех работ, которые РК «Интарсия» проделала в Главном штабе. Реализация реставрационного проекта потребовала значительных инженерных работ, особенно связанных с усилением и гидроизоляцией здания, реставрации фасадов, дверей, паркета, позолоты.

Сохранить истинное

В 2013 году важным вкладом в сохранение нашей исторической памяти стала проведенная компанией «Лапин Энтерпрайз» реставрация самого знаменитого помещения Таврического дворца - зала заседаний учрежденной Манифестом 17 октября 1905 года Государственной думы. В ходе ХХ века интерьер не раз подвергался изменениям, и проект нынешней реставрации предполагал возвращение залу того облика, который был у него в 1907 году.

Специалисты «Лапин Энтерпрайз» в сжатые сроки сумели полностью отреставрировать стены, колонны, паркетный пол, двери, мебель и деревянную балюстраду балкона.

Состояние пола на момент начала реставрации было удручающим, и паркет основной части зала реставраторам пришлось воссоздавать по образцу исторического. Только в президиуме удалось сохранить паркет, помнящий самых ярких политических деятелей начала XX века. Деревянная стойка президиума также была сохранена. На момент начала реставрации она имела многочисленные сколы, но ни один из элементов не был заменен: реставраторы восполнили все утраты с помощью локальных вставок. Так же реставраторы поступили с мебелью зала. Привинченные к полу ножки деревянных кресел обветшали настолько, что, бывало, при демонтаже дерево рассыпалось прямо в руках реставраторов. Специалисты восполняли утраты, чистили и укрепляли мебель в условиях реставрационных мастерских. Также было отреставрировано штукатурное и красочное покрытие колонн, а стены зала — перекрашены в исторический цвет.

Реставрационная жизнь в таком городе, как Санкт-Петербург, никогда не останавливается, и подведение итогов всегда сопряжено с началом новых проектов. Одно из самых значительных событий конца 2013 года – начало заключительного этапа реставрации Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме, который ООО «Деметра» будет вести в течение 2014 года.

По словам директора компании А.И. Чубатюка, компания ведет работы по реставрации этого памятника уже более пяти лет, к настоящему моменту завершена реставрация фасадов и кровли, проведено большое количество работ по реставрации интерьеров, однако полностью закончены и переданы ГМЗ «Петергоф» лишь четырнадцать залов, что составляет около четверти от всех помещений дворца.

— В остальных интерьерах предстоит провести целый ряд уникальных реставрационных мероприятий, — рассказывает А.И. Чубатюк. — В частности, будут продолжены работы по воссозданию утраченной намазной лепнины в зале Дианы, выполнены в исторической технике стены Золотой комнаты, реставрация живописи, каминов, деревянного и каменного декора.

Специалистов ждет сложнейший монтаж старинных полов и межэтажных перекрытий, а также серьезные инженерные работы: в зале памятника архитектуры необходимо обеспечить поддержание температурно-влажностного режима, установить систему вентиляции и кондиционирования.

— Для системы вентиляции и кондиционирования мы используем чердачные помещения, - поделился А.И. Чубатюк. - Подвалов у здания нет, есть только технические подполья, которые мы углубили. Вообще вся система коммуникаций смонтирована предельно аккуратно. Привнося в исторические здания современные коммуникации, мы ищем щадящие способы их монтажа, чтобы не нанести ущерб памятнику архитектуры. Хочется, чтобы наши потомки с интересом смотрели, как мы сумели это сделать, и чтобы перед ними не было стыдно.

другие статьи за 2014 год »