Аллея славы

Рафаэль Маратович Даянов

Рафаэль Маратович Даянов Не каждый архитектор столь предан делу сохранения памятников, как РАФАЭЛЬ МАРАТОВИЧ ДАЯНОВ. Сам архитектор считает это вполне естественным для петербуржца, выросшего в исторических каменных «джунглях». Свою позицию в архитектурном сообществе города он не без иронии называет «крайне правое крыло».

Родился Рафаэль Маратович в 1950 году в Ленинграде. Уже с 7 лет он занимался во Дворце пионеров и школьников рисованием. Простое, доступное объяснение педагогами азов художественного творчества стало фундаментом для выбора будущей профессии. Нестандартность его личности с детских лет было трудно загнать в школьные рамки, но ее приветствовали в художественной школе, архитектурном техникуме. Оказавшись на практике в Ленпроекте, Даянов с 18 лет был покорен магией архитектурных имен, вовлечен в орбиту высочайшего профессионализма. Стажировка в мастерской Алексея Григорьева Лелякова, которая специализировалась на реставрации, определила

направление для дальнейшей деятельности Даянова. Затем институт Репина, где его учителями в профессии архитектора­художника были Сергей Борисович Сперанский, Натан Наумович Трегубов, Валериан Степанович Волонсевич, Александр Александрович Кедринский, Ирина Николаевна Бенуа и др.

— Давно замечено, что не знающий прошлого не имеет будущего, — объясняет выбор своего предназначения Рафаэль Даянов, — в архитектуре это один из главных постулатов. XX век очень противоречив. В 30 е годы в Ленинграде сносились церкви, здания. После войны, в 50 е годы, родилась уникальная школа реставрации. Вслед ей, в 60 е, прокатилась вторая волна архитектурных погромов. На моих глазах были снесены храмы на Сенной, на Фонтанке. В какой то степени я воспитан на этих руинах. И понимаю их ценность.

Экономический перелом на рубеже 80–90 х годов XX века привел начинающего архитектора на работу в Художественный фонд РСФСР. Почти 10 лет жизни были отданы необычной деятельности, схожей со сценографией — проектированию объемных архитектурных диорам. Работа в фонде развила в Даянове способность самостоятельно планировать свою работу, ведь заработок того времени зависел исключительно от гонораров за проделанную работу. Еще два года были отданы им архитектурной деятельности в Ленинградском отделении Ассоциации «Фонд молодёжной инициативы» КМО «Смена» Леноблисполкома и обкома ВЛКСМ, где пришлось трудиться над интерьерами архитектурных памятников. В тот период времени Рафаэль Даянов навсегда выявил формулу своей деятельности: « Если работы на рынке нет, ее нужно придумать самим и найти на нее заказчика».

В 1991 году Рафаэль Маратович организовал свою мастерскую «Архитектурное бюро «Литейная часть­91» и уже почти 25 лет руководит ею. За время его руководства Архитектурное бюро стало одной из ведущих проектных организаций в Санкт­Петербурге и его пригородах по выполнению проектных работ по реставрации и приспособлению памятников архитектуры, новому строительству. Он принимает участие в проектировании и ведении авторского надзора на памятниках истории, культуры и архитектуры местного и федерального значения во всех проектах архитектурной мастерской.

Среди первых заказов мастерской особо запомнились архитектору работа над интерьерами в легендарном арт­центре на Пушкинской, 10. Сегодня портфолио бюро состоит из десятков отреставрированных, реконструированных и воссозданных зданий­памятников, а также наград и дипломов разного уровня. Наиболее значимые из них: воссоздание иконостаса Домовой церкви в здании, фасадов бывшего Мариинского дворца, реставрация фасадов и интерьеров бывшего дома Лобановых­Ростовских, реставрация и воссоздание интерьеров бывшего особняка Е. К. Гаусвальд, реставрация фасадов и интерьеров дома Трезини на Университетской набережной, здание Варшавского вокзала, Посольский вестибюль, входная зона Государственного Эрмитажа, сделанная по программе ЮНЕСКО, Георгиевский зал этого музея, другие престижные проекты.

Деятельность архитектурной мастерской тесно связана с работами в комплексе памятников Государственного Русского музея — воссоздание отделки Георгиевского зала Михайловского замка павловского времени; реставрация фонтана и цветника Зимнего сада, интерьеров 7 залов анфилады Мраморного дворца. Среди работ Рафаэля Даянова наиболее узнаваемы: реставрация фасадов, воссоздание скульптурных композиций «Дельфины» Невских павильонов Главного Адмиралтейства, воссоздание ДК имени В. П. Капранова, Высшая школа народных искусств на наб. кан. Грибоедова, реставрация павильона «Холодная баня» («Агатовые комнаты») в ГМЗ «Царское село», реставрация фасадов и интерьеров бывшего дворца графов Бобринских.

Но Рафаэль Маратович не был бы собой, если бы не обладал активной гражданской позицией. Уже не один год он входит в состав Совета по культурному наследию города, а также Градостроительного совета при правительстве Санкт­Петербурга. Его деятельность тем или иным образом связана с сохранением и преобразованием города: он — член Союза реставраторов Санкт­Петербурга и Союза строительных организаций и объединений, Экспертного совета «Всемирного клуба Петербуржцев» и Общественного научно­экспертного совета по культурному наследию (ОНЭКС) при Санкт­Петербургском отделении ВООПИК. Зодчий с 1993 года является членом Союза архитекторов России, членом Правления Санкт­Петербургского Союза архитекторов, председателем Совета по архитектурному и историческому наследию, принимает участие в жюри различных конкурсов.

Совет, который он возглавляет в Союзе архитекторов СПб, часто оказывается возмутителем спокойствия в среде коллег и общественности. Благодаря разнообразию, актуальности и остроте тематики собраний, ее открытости и публичности, она стала городской площадкой для популяризации и осмысления реставрационных знаний, сложнейших проблем сохранения архитектурного наследия. В результате работы рождались научные конференции, позволяющие проанализировать процессы, происходящие в архитектуре и меняющие взгляд общества на наследие, например, XX века.

— Границы реставрации с каждым годом становятся более зыбкими, — характеризует свое отношение к реставрационно­проектной деятельности Рафаэль Маратович, — А ценность памятников не всегда бесспорна, но для архитектора­реставратора не важно, каков объект реставрации. Как только ты к нему приступаешь, то забываешь про свое «я». Плохо ли, хорошо ли с нашей точки зрения был нарисован проект автором, мы должны сделать, как это было задумано. Иначе через 20 лет потомки скажут: «Почему так? Это же было искусство, срез времени, а вы не поняли».

Одной из важных черт Рафаэля Маратовича стала его способность никогда не останавливаться на достигнутом, развивая свой кругозор современными знаниями. В 2007 году он получил второе высшее образование, окончив Северо­Западную Академию государственной службы по специальности «экономист». С 2008 года архитектор преподает в институте имени И. Е. Репина Академии художеств, где читает лекции по введению в реставрацию. В СПбГУ и в СПГХПА имени Штиглица он выступает рецензентом проектных дипломов. Рафаэль Маратович — член редколлегий журнала «Реликвия» и «Архитектурного ежегодника» Санкт­Петербурга.

Архитектор является профессором Международной Академии архитектуры (отделение в Москве). Рафаэль Даянов имеет государственную награду «Заслуженный строитель России», «Почетный архитектор России», Почётный знак Госстроя России, медаль «В память 300 летия Санкт­Петербурга», множество раз был отмечен благодарственными письмами, почетными грамотами КГИОП, Союза Реставраторов Санкт­Петербурга, Союза архитекторов СПб, Губернатора Санкт­Петербурга и Комитета по строительству Администрации Санкт­Петербурга. В 2011 году присвоено звание «Почётный реставратор Санкт­Петербурга». Им написано около 20 научных и историко­исследовательских статей в разные журналы и сборники. Уже почти 40 лет своей жизни Даянов отдал реставрации и не собирается останавливаться на достигнутом, трактуя свою жизненную задачу так: «Когда спокойно, методично работаешь, это больше удовлетворяет, чем штурмы или прорывы. Если моими руками осуществляется связь времен в архитектуре, то это и есть мое жизненное предназначение».

все статьи »