Аллея славы

Наталья Алексеевна Ильинская

Наталья Алексеевна Ильинская О таких людях, как НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА ИЛЬИНСКАЯ, говорят педагог от Бога. Ее судьба тесно сплетена с наставничеством, становлением и профессиональной кристаллизацией архитекторов­реставраторов, занимающихся восстановлением едва ли не всех исторических парков и садов Ленинграда­Петербурга. Невысокого роста, всегда подтянутая, очень деятельная и общительная женщина — такой предстает Наталья Алексеевна в отзывах многочисленных учеников и коллег.

Она родилась в 1918 году в имении матери Дымовка Кашинского района Калининской области. Ее родители — младший научный сотрудник Вера Борисовна и Алексей Порфирьевич Ильинский, геоботаник, профессор, доктор биологических наук и секретарь географического общества Ленинграда, председателем которого был Николай Иванович Вавилов. Знаменитая девичья фамилия мамы — Суворова, хотя и имела древнейшие корни от шведско­норвежских предков, пришедших сюда в XVI веке, не имела отношения к роду легендарного русского полководца, но несомненно отразилась на несгибаемости характера Натальи Алексеевны. Судьба распорядилась так, что Вера Борисовна жестоко расплатилась за свое дворянское происхождение: когда Наташа и ее младшая сестра были совсем маленькими, их мама год отбыла в тюремном заключении. Спасло Веру Борисовну от возможной гибели лишь ходатайство за сестру двоюродного брата-­врача перед своим пациентом — высокопоставленным партийным лицом.

C 1924 семья переехала жить в Ленинград, поселившись в доме ботаников по улице профессора Попова, обращенным в Ботанический сад. Наташа училась в школе, которую окончила с отличием в 1937 году. В том же году поступила на Архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства (ЛИИКС), ныне СПбГАСУ.

Но обучение было прервано войной и блокадой. Пережив самое тяжелое время зимы 1941–1942 гг. в Ленинграде, накануне дня, когда ленинградцам был впервые прибавлен паек хлеба, 12 февраля 1942 года, в составе сотрудников Ботанического института им. В. Л. Комарова АН СССР, Наталья Алексеевна была вывезена на Большую землю. Прежде чем попасть в город Гаврилов­Ям, ей вместе с отцом и сестрой предстояло пережить испытание на Ладожском озере: «Ничего более страшного, чем этот переезд, — вспоминает об этих драматических событиях Ильинская, — в моей жизни не было. Было очень холодно, а нас везли в открытых грузовых машинах. Часть из машин ушла в воронки под воду. Перед отъездом я с папой забралась в машину, а сестра с вещами осталась стоять на льду. Руководитель посадкой обещал, что ее привезут в следующей машине. Так и случилось, но за этот переезд четверо из сотрудников института умерло». Мама Натальи Алексеевны уехала в полевую экспедицию еще до объявления войны в среднюю полосу России. В районе Твери она бегством спасалась от немцев в числе беженцев, терпела крайнюю нужду и воссоединилась с семьей лишь в феврале 1942 года под Ярославлем, где выхаживали эвакуированных блокадников. После выздоровления Ильинские переехали в Казань. Там поселились в буквальном смысле в актовом зале университета. Здешние условия проживания были близки к военным условиям: в зале нашли приют 60 семей, кровати людей стояли почти вплотную.

Из Казани Наталью Алексеевну официально вызвал на работу в город Сарапул директор института ГИПРОГОР, ее преподаватель в ЛИИКСе, Владимир Александрович Витман. Так Ильинская была зачислена в ГИПРОГОР, сначала техником, потом архитектором. В 1944 году институт ГИПРОГОР переехал в Москву. В столице Наталья Алексеевна одновременно с работой в институте училась в Московском Архитектурном институте (МАИ). Но все же диплом художника­архитектора она получила во Всероссийском институте им. Репина Академии художеств в Ленинграде, где завершала образование в 1945–1947 гг. Три разные архитектурные школы позволили Ильинской получить широчайший профессиональный кругозор, редкие в этой области разносторонние и глубокие знания.

В августе 1946 года молодой архитектор принимает участие в экспедиции по обмерам памятников деревянного зодчества Карелии и на островах Онежского озера, организованной Академией архитектуры СССР. В 1947–1949 гг. Ильинская работала архитектором в ГИПРОГОРе, где проектировала центральную часть городов Орел и Молотов (сегодняшний Северодвинск). Но из за болезни пришлось оставить работу архитектора и, пройдя конкурс, устроиться работать на кафедру садово­паркового искусства и строительства Лесотехнической Академии им. С. М Кирова. С этого времени Наталья Алексеевна нашла свое истинное предназначение, стала педагогом. Кафедру академии в то время возглавляла Татьяна Борисовна Дубяго — когда то преподаватель Ильинской в ЛИИКСе, прекрасный организатор, талантливейшая и образованнейшая женщина своего времени, доцент кафедры, а в дальнейшем доктор архитектуры, профессор. Один лишь пример того, что ее докторская диссертация была в последствии издана отдельной книгой и признана уникальным исследованием по истории сохранения Летнего сада, говорит о том, что совместная работа с таким человеком, не могла не повлиять на личностные и преподавательские качества молодого архитектора.

С тех пор Наталья Алексеевна поступательно: ассистент, преподаватель, старший преподаватель Лесотехнической академии, читает лекционные курсы: с 1951 г. — Теории архитектурных классических форм; в 1954–1955 гг. — Историю архитектуры с основами градостроительства; а после смерти Т. Б. Дубяго в 1959 г. по 1973 г. — Историю садово­паркового искусства и ландшафтной архитектуры. Еще в 1961 году профессор О. А. Иванова организовала в Союзе архитекторов Ленинграда при Градостроительной комиссии секцию ландшафтной архитектуры, заместителем которой стала Н. А. Ильинская. Работа в секции строилась по разным направлениям, основным из которых было рассмотрение всех выполняемых проектов в области ландшафтной архитектуры в Ленинграде­Петербурге. В 1964 году Ильинская была принята в члены Союза архитекторов Ленинграда.

Одновременно Ильинская вела курсовое и дипломное проектирование. Ее работа со студентами не ограничивалась стенами Академии. Наверное, никто из преподавателей не вывозил такое количество раз студентов в познавательные поездки по изучению парков и садов Советского Союза. Ее знали, уважали и любили студенты. Возможно, поэтому Наталья Алексеевна до самого преклонного возраста переписывается со своими учениками. В то же время принципиальность педагога однажды оказалась не ко двору новому руководству Лесотехнической Академии, и в 1973 году и она была вынуждена оставить кафедру садово­паркового искусства.

С 1973–1975 и в 1978–1979 гг. Наталья Алексеевна — рецензент дипломных проектов по ландшафтной архитектуре на архитектурном факультете института им. Репина (ВАХ). В 1980–2001 годы — там же она преподает курс «Истории садово­паркового искусства и ландшафтной архитектуры» (1980–1998 гг.) и совместно с профессором Б. Н. Кохно является консультантом дипломных проектов по ландшафтным темам (1980­2001 гг.). Ее энергии на ниве изучения истории, ее популяризации, развития ландшафтной архитектуры можно позавидовать. В 1986 г., после смерти О. И. Ивановой, она становится руководителем Секции­комиссии ландшафтной архитектуры Союза архитекторов Ленинграда и возлавляет ее до 2002 года. В 1996 г. Секция была выведена из Градостроительной комиссии и стала самостоятельной комиссией ландшафтной архитектуры. Вершиной деятельности секции стал международный семинар в 1989 году по программе IKOMOS, посвященный проблеме реставрации исторических садов и парков.

В эти же годы Наталья Алексеевна читала циклы лекций по «Истории садово­паркового искусства и ландшафтной архитектуры» в лектории Общества охраны памятников, совместно с профессором Б. Н. Кохно в Центральном лектории, для научных сотрудников — в Павловском дворце, для студентов факультета стекла и керамики — в ЛВХПУ имени Мухиной, для экскурсоводов — в Ботаническом институте им. Комарова.

Великолепное пространственное мышление архитектора­планировщика и способность удерживать в памяти огромное количество деталей, ясность формулировок и аналитический дар позволили Ильинской стать чуть ли не единственным в своем роде рецензентом реставрационных проектов исторических садов и парков Ленинграда­Петербурга: Шувалово, Стрельны, Верхнего и Нижнего парков Петергофа, Верхнего парка Ломоносова, пейзажной части Екатерининского парка и Александровского парка в Пушкине, района Белой березы в Павловском парке, Дворцового парка в Гатчине. Стоит отметить, что последнюю свою рецензию на реставрацию Летнего сада Наталья Алексеевна написала в возрасте 92 лет. Наконец, она же становилась консультантом проводившихся работ в случае осуществления проектов.

Но, наверное, ни один истинный ученый­педагог, не может полноценно состояться без научного обобщения своих трудов. Накопленный материал в ходе рецензирования исторических парков и садов, а также консультирование проектов ее учениц, авторов проектов реставрации парков и садов города Н. Е. Тумановой, Е. А. Комаровой вылился в книгу «Восстановление объектов ландшафтной архитектуры». Эта книга раскрыла методологию реставрации исторических парков и по настоящее время является учебником для ландшафтных архитекторов. Вышедшая в 1984 г., книга была дополнена аналитическими данными о новых проектах и переиздана второй раз в 1993 г. Надо сказать, что тогда, в 70 х годах написание этой книги стало для Натальи Алексеевны спасительным якорем в перенесении личного горя — смерти ее супруга.

Перу Натальи Алексеевны принадлежат также несколько конспектов, изданных Институтом им. И. Е. Репина, таких как «Конспект лекций по Истории садово­паркового искусства и ландшафтной архитектуры», лекция «Садово­парковое искусство Японии». В книге «Охраняется государством. Архитектурное наследие Ленинградской земли», изданной в 1983 году, она стала автором раздела «Дворцово­парковые ансамбли».

После безвременной кончины ее ученицы и автора проекта Екатерининского парка Н. Е. Тумановой, Ильинская стала составителем посмертного издания ее книги «Екатерининский парк. История развития и методика восстановления». Натальей Алексеевной написано множество статей в научные и популярные журналы, профессиональные издания и газеты. За время работы она награждена 5-ю медалями. Участвовала в конкурсах, смотрах, выставках. По представлению руководства Союза архитекторов награждена Управлением культуры Санкт­Петербурга «Звездой Прометея». В 2001 г. награждена Руководством Союза архитекторов медалью «За преданность содружеству зодчих».

все статьи »