Публикации за 2009 год

06.01.2009

Три этажа реставрации

Система охраны памятников в городе на Неве представляет собой «трехэтажную» структуру. Первый этаж – это городское правительство во главе с губернатором Валентиной Матвиенко, которая воспринимает охрану памятников не как официальную обязанность, а как свое личное дело. Вклад правительства Петербурга – это деньги, законы и в некоторых случаях волевые решения.

Официально в Санкт-Петербурге более семи с половиной тысяч памятников архитектуры, истории и культуры. В реальности таковых больше, поскольку не все еще взяты на учет. Да и здания, которые здесь считаются рядовой застройкой, во многих других городах получили бы статус памятников.

Обладание таким богатством – дело непростое. Все градостроительные сокровища надо содержать в порядке и время от времени реставрировать. Деньги для этого требуются колоссальные, но одними финансами вопрос не решается. Для реставрации необходимы архивы, научные и проектные мощности и сверхквалифицированные специалисты. Именно комплексный подход и обусловил небывалые в истории города успехи на реставрационном поприще.

Система охраны памятников в городе на Неве представляет собой «трехэтажную» структуру. Первый этаж – это городское правительство во главе с губернатором Валентиной Матвиенко, которая воспринимает охрану памятников не как официальную обязанность, а как свое личное дело. Вклад правительства Петербурга – это деньги, законы и в некоторых случаях волевые решения.

Сумма, в 2008 году затраченная на реставрацию, равна реставрационному бюджету Франции. Охранное законодательство Петербурга – самое строгое в России, но возможно, оно станет еще более суровым, поскольку петербуржцы настаивают на ужесточении требований к новому строительству в историческом центре. Что касается волевых решений, то вот один из примеров - восстановление сгоревшего купола Троицкого собора. Храм находится в федеральной собственности и официально передан церкви, однако после пожара надо было действовать быстро, и город взял организацию работ на себя, чем фактически спас один из красивейших храмов России.

Здание КГИОП (пл. Ломоносова, д. 1) Второй «этаж» - Комитет по охране памятников (КГИОП). Этот комитет – прямой наследник государственной инспекции по охране памятников, уникальной организации, которая с момента ее создания в 1918 г. методически занималась описанием богатств петербургской архитектуры. Без ее работы, без собранного сотрудниками Комитета архива невозможным стало бы ни послевоенное восстановление города, ни его нынешняя реставрация.

Однако современный КГИОП – не только архив. Это контролирующая инстанция с большими полномочиями – именно на этом комитете лежит надзор за соблюдением городского охранного законодательства и за содержанием памятников. КГИОП принадлежит решающий голос в вопросах реставрации, реконструкции, использования исторических зданий. Комитет занимается разработкой законодательства об охране памятников, осуществляет надзор за выполнением охранных обязательств, вплоть до принятия нарушителей.

Кроме того, КГИОП – научно-реставрационный центр, своего рода банк знаний и технологий. Он имеет в своем составе специалистов по самым разным видам реставрации, организует международные проекты, в ходе которых мастера обмениваются своими «ноу-хау». Самый известный проект последнего времени – проведенная в 2007 году совместно российскими и итальянскими мастерами реставрация Петровских ворот Петропавловской крепости.

И, наконец, третий этаж, тот, без которого самые лучшие законы и проекты - всего лишь бумага. Это мастера, те, чьими руками выполняются охранные обязательства и реализуются проекты.

После крушения плановой экономики и преодоления периода хаоса перед петербургскими реставраторами лежало два пути: конкуренции и взаимодействия. Они выбрали второй, основав в 2001 году Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Данная организация, имеющая статус общественной, но на деле являющаяся скорее развитием идеи средневекового цеха, каждый член которого берет на себя обязательства по части высокого качества работы, а цеховая марка, со своей стороны, это качество гарантирует. Сейчас в Союз реставраторов входит 47 фирм, в которых работают более 4 тысяч лучших специалистов.

О том, какие задачи стоят перед петербургскими реставраторами и как они их решают, лучше всего говорят конкретные примеры.

Первый пример - здание бывшей единоверческой церкви на улице Марата, построенное по проекту архитектора Мельникова в 1838 г. и являющееся памятником федерального значения. За 170 лет фасад пришел в плачевное состояние, из лепного декора уцелело около 20 %. В отличие от прежней практики, когда стены зданий покрывались современными штукатурными растворами на цементной основе (под цементной коркой стены разрушаются с катастрофической быстротой), реставраторы ООО «Краски города» используют воссозданный ими исторический состав штукатурки. Никакого цемента, только песок, известь и… древесный уголь. Уголь часто применялся в Петербурге, поскольку он абсорбирует влагу – это свойство в здешнем гнусном климате переоценить невозможно.

Следующий пример, может быть, не столь сложный по технологии, зато сверхответственный по местоположению. Это Аничков мост через Фонтанку, всемирная слава которого началась в 1850 году, когда здесь была установлена композиция скульптора Клодта «Покорение коня человеком». Несколько лет назад уникальные скульптуры были отреставрированы, теперь наступило время ограды моста, выполненной по рисункам А.П. Брюллова.

Когда мастера ЗАО «РПНЦ “Специалист” приступили к работе над решеткой, выяснилось, что она держится буквально на честном слове. Элементы, связывавшие решетку со столбиками, проржавели, и удерживалась она лишь за счет своего веса. Что называется, вовремя успели! Еще немного, и быть бы всей этой красоте в Фонтанке.

Еще меньше повезло ограде «Сада памяти жертв 9 января» на проспекте Стачек. От нее не осталось практически ничего – голый каркас с сохранившимися кое-где элементами декора (уцелело около 5 %). Специалистам ООО «ВОЗНАР-ЛиК» пришлось делать проект, исходя, в основном, из найденных в архиве дореволюционных фотографий.

Дальше можно было двигаться по простому пути, воссоздав решетку с использованием современных технологий. Однако кузнецы-реставраторы на это не пошли. Они отлично знают, что вещи, «сделанные руками» имеют свое неповторимое очарование. Ограда восстанавливается вручную, кузнецы изготавливают детали на дубовых пнях, как и 200 лет назад…

Наконец, дошли руки и до «Новой Голландии», о реставрации которой говорят уже лет двадцать. Этот шедевр промышленной архитектуры выстроен, как и многие другие «утилитарные» петербургские здания, из неоштукатуренного кирпича. «Красно-кирпичная» архитектура – предмет особой гордости Петербурга, но и особой заботы. Сейчас на объекте работают 40 мастеров – специалистов в области реставрации кирпича. Работа чрезвычайно сложна: существуют сотни видов кирпича, десятки технологий его изготовления. При реставрации необходимо максимально точно воссоздать цвет, вид, фактуру исходного материала. Мастерам ООО «Краски города» и ЗАО «Горюнов и Горюнов» это удается. Уже на расстоянии полуметра вставки практически неразличимы. Год-другой под петербургскими дождями, и стены станут совершенно однородными.

В работах на «Новой Голландии», само собой, не обошлось и без уникальных технологий. Петербургское «ноу-хау» - щадящая сухая реставрационная очистка кирпича, «ноу-хау» из Кельна – высокодиспергировнная известь, позволяющая решать сложнейшие задачи реставрации камня.

А для Валаамского подворья, что возе метро «Нарвская», мастера ЗАО «Горюнов и Горюнов» собираются вручную изготовить 7000 штук лекальных кирпичей, в точности таких, какие использовались при его постройке в 1905 – 1910 годах. Их, между прочим, 68 разновидностей. Плюс к тому им предстоит разработать методику работы с «мыльным камнем» - отделочным материалом, который настолько редко применялся при строительстве, что реставрировать его пока не приходилось. Петербургские зодчие были поистине неистощимы на затеи, и мастерам скучать не приходится.

Там что «реставрационный бум», переживаемый городом, касается не только денег, но и технологий. Что ни объект, то какой-нибудь уникальный прием. Председатель КГИОП Вера Дементьева считает, что Петербург постепенно становится вторым в Европе (после Италии) международным реставрационным центром. Учитывая специфику петербургского градостроительства, иначе и быть не может…

Елена Анатольева

другие статьи за 2009 год »