Аллея славы

Владимир Григорьевич Корбан

Владимир Григорьевич Корбан Владимир Григорьевич Корбан родился в Ленинграде, в семье рабочего-станочника. Мастерство Григория Корбана было так велико, что на фронт его не отпустили. Умер он в блокаду, прямо на рабочем месте, не выдержав голода. 14-летний Володя вместе с мамой был эвакуирован в Ярославскую область.

Возвратившись, они обнаружили, что квартиру заняли чужие люди. Ради жилья мать устроилась дворником, а подросший сын разделил с ней эту работу. Их мирная жизнь в родном городе началась в подвальной каморке на канале Грибоедова.

Она не слишком устраивала Владимира, считавшего Ленинград своим домом. Он искал путь, который поможет выправить тяжелую бытовую ситуацию и воплотить мечту детства - рисование. Увы, провинциального образования для поступления в Мухинское училище было недостаточно.

Выход подвернулся сам. Художественно-ремесленное училище №9 набирало спо-собную молодежь, которой в скором будущем предстояло реставрировать и восстанавли-вать разрушенные памятники архитектуры. Мало того что здесь учили рисовать, но еще и обеспечивали форменной одеждой и питанием. Таким образом судьба помогла в полной мере развить талант Владимира Корбана.

Первым местом работы В.Г.Корбана стали Ленинградские реставрационно-производственные мастерские. Затем – специальные научно-производственные мастер-ские при Эрмитаже. Однако несравнимо больше, чем названия предприятий, о мастере говорят его работы. Их сотни: разрушенный снарядом громадный трехчастный плафон в Горном институте «Горное дело в России»; плафон Иорданской лестницы Зимнего дворца «Олимп»; плафон «Триумф России» в Большом зале Большого Царскосельского дворца; росписи Исаакиевсого собора… Здесь Корбан невольно стал соавтором Ф.Бруни, воссоз-дав утраченные фигуры Адама и Евы в росписи западной стены «Сотворение мира».

Восстановление живописи в разрушенных дворцах Пушкина и Петродворца – от-дельная большая глава в творческой биографии В.Г.Корбана. Для реставрации плафона Б.Тарсия «Аполлон и музы на Парнасе», чтобы добиться авторских раскладок цвета, В.Г. Корбан даже был командирован на родину автора, во Флоренцию.

Церкви и соборы всегда притягивали Владимира Корбана не только как профес-сионала. Им написаны иконы для церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади, для Казанского собора, собора в Иван-Городе… Сегодня, когда в силу возраста и заслуг Владимир Георгиевич может почивать на лаврах, он снова трудится. Местом его ежедневной работы является Никольский (Морской) собор, где все до единого служители знают «главного художника-реставратора». Кроме того, В.Г.Корбана часто приглашают для консультаций и в качестве эксперта, когда нужно вынести решение в отношении той или иной методики реставрации, авторства и стиля живописного произведения.

Владимир Григорьевич очень ценит дружбу. Имена друзей и коллег, с которыми он восстанавливал Ленинград, для него святы: Я.А. Казаков, И.О.Алексеев, Ю.ФШитов, Б.Н. Лебедев, В.Г.Журавлев, В.А.Никифоров. В то же время художник-реставратор высшей категории В.Г.Корбан сам воспитал целую плеяду квалифицированных специалистов. Недаром в 1993 году он был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства, а в 2009-м – знака «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» I степени.

Впрочем, Владимир Григорьевич лишен тщеславия. «Я – ремесленник», - говорит он о себе. Однако его коллеги, а также эксперты в сфере искусства уверены: Корбан – Художник. Одинаково свободно работая с живописью любого времени, в любой технике и на любой основе, он встает на одну ногу с великими мастерами прошлого.

(В очерке использован публицистический материал Валентины Белковской)

все статьи »