Аллея славы

Владимир Федорович Кожевников

Владимир Федорович Кожевников Владимир Федорович Кожевников родился в Ленинграде в 1949 году. С раннего детства мальчика непреодолимо тянуло к рисованию и лепке. Поэтому, окончив школу, он не испытывал трудностей с выбором профессии и без особых усилий поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. После его окончания, получив диплом учителя рисования и черчения, юноша отправился служить в армию, на Северный флот. Здесь его художественные склонности проявились по-новому – он всей душой увлекся резьбой по дереву.

Время флотской службы можно с уверенностью назвать поворотным в биографии Владимира Кожевникова. Именно тогда он познакомился со своим земляком — парнем из города Пушкина, которому до армии доводилось бывать в мастерских резчиков-реставраторов, работавших в Царском Селе. Наслушавшись рассказов сослуживца, Владимир буквально загорелся желанием найти себя в этой профессии.

По возвращении из армии ничем, кроме резьбы, вчерашнему моряку заниматься не хотелось. Он сразу попытался устроиться на работу учеником резчика-реставратора. Правда, возникло неожиданное препятствие: оказалось, каждый резчик, прежде чем приступить к работе, должен изготовить себе целый арсенал инструментов. Промышленного производства необходимых стамесок просто не существовало. Такое препятствие не могло остановить Владимира Федоровича, страстно желавшего как можно скорее профессионально заняться любимым делом. Инструменты он подготовил – и начал свой путь в профессии, которой вдохновенно занимается до сих пор.

Одним из первых объектов начинающего специалиста стал Большой зал Екатерининского дворца, нуждавшийся в восстановлении резного декора, полностью утраченного во время войны. Владимир Федорович стремился не отставать в работе от своих товарищей, ибо традиции успевшей уже сложиться ленинградской реставрационной школы обязывали работать не за страх, а за совесть. Любовь к своему делу и возможность учиться у лучших мастеров позволили ему в короткий срок стать настоящим профессионалом.

Развивались навыки, накапливался опыт. Работа реставратора имеет свои сложности и нюансы, с которыми не сталкивается специалист по авторской резьбе. Реставратору необходимо знать великое множество методик и стилей работы. Более того, у реставраторов деревянной резьбы существует такой термин – «рука мастера». Как поясняет Владимир Федорович, если над деревянным декором одного интерьера, состоящего из аналогичных повторяющихся элементов, работали несколько мастеров, – опытный реставратор улавливает в идентичных на первый взгляд рельефах разницу в стиле исполнения. Реставратор обязан попадать в руку каждого мастера, с чьими работами сталкивает его профессия.

Помимо многочисленных работ в Екатерининском дворце Владимир Федорович занимался реставрацией иконостаса Сампсониевского собора, резного декора органа в Капелле, много работ провел в Петродворце. Особенно важной для него работой стала реставрация иконостаса Петропавловского собора, которой он занимался на протяжении многих лет. На каждом из объектов он работал с энтузиазмом и предельной самоотдачей, потому что, по его собственным словам, с первых дней работы резчиком он понял, что ничем другим в жизни заниматься не будет.

С началом перестройки, когда советскую экономику стало лихорадить, последовало сокращение заказов на реставрацию исторических памятников. Причина была легко объяснимой — недостаток средств. Но даже в это смутное время Владимир Федорович продолжал работать в НПСО «Реставратор» - не оставлял это объединение до 2000 года.

В том же 2000 году Владимир Кожевников по приглашению правительства Германии занимался реставрационными работами за рубежом. В 2008-м, по инициативе посольства в Праге, проводил реставрацию исторических интерьеров посольства.

Владимир Федорович Кожевников – замечательный реставратор, соединяющий в своей работе все лучшие традиции прославленной ленинградской реставрационной школы. Важнейшая из этих традиций – бескорыстие, искренняя заинтересованность в результате своего труда и любовь к памятникам культурного наследия.

все статьи »